Словосочетание «пятничный вечер» уже приобрело звучание фразеологизма и имеет приятную окраску только в качестве напоминания об отдыхе, но отнюдь не с культурной точки зрения. Однако не так давно в Воронеже появилось место, предлагающее «новый взгляд на вечер пятницы».
«Закрытый киноклуб 48» – уникальный пример человеческой инициативы, реализации собственных желаний с таким серьезным размахом, что это становится общественным явлением. Киноклуб открыт Никитой Пауковым в собственном месте проживания с целью расширения социальных связей среди людей, которые интересны сами по себе и интересуются кино. Возможно, в связи с этим у «Киноклуба 48» весьма необычная концепция – фильмы, которые идут в его стенах, известные, массовые, с серьезными кассовыми сборами и большинству уже знакомые. Например, для первого показа, состоявшегося 16 марта, был выбран «Крепкий орешек». Именно этот фильм открывал месяц американской киноклассики, который продолжили такие общепризнанные шедевры, как «Криминальное чтиво», «Побег из Шоушенка» и «Пролетая над гнездом кукушки». Воронеж богат на различные небольшие объединения и организации в сфере культуры, в том числе на киноклубы, однако они преимущественно носят характер «для избранных», выбирая для показов кино сложное и специфическое. Никита Пауков предпочел принципиально иной подход к организации киноклуба, что позволяет сочетать культурное развитие с приятным проведением досуга.
Отличает «Закрытый киноклуб 48» не только подбор фильмов, но и созданная специально, а также естественным образом образующаяся неповторимая атмосфера. Киноклуб прячется в обычном доме, обычном подъезде с немного облупившейся краской на стенах, за обычной дверью с номером квартиры, ставшим вывеской. Впрочем, нет, не в обычной квартире. Представьте сами – советская мебель, яркие цвета старых окон и дверей, свечи, играющий патефон. Этого уже вполне достаточно, чтобы на следующий день после посещения киноклуба почувствовать себя героем фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже» – то ли явь, то ли сон, но нечто совершенно иное, то, что сложно представить в нашем времени и нашей жизни. Сам кинозал, являющийся стандартной комнатой, на одной из стен которой натянуто белое полотно, а у другой стоят четыре ряда кресел, вполне может сойти за мираж и видение.
Однако это только фактура пространства, в котором происходит действие. «Закрытый киноклуб 48» предполагает дресс-код – каждый раз новый, в зависимости от фильма, который будет идти в эту пятницу. Но всегда характерно дополняется клетчатыми тапочками, которые вы можете получить на входе. Пожалуй, это сочетание – тапочек и дресс-кода – является лучшим отражением атмосферы киноклуба. С одной стороны, место с ясно обозначенной культурной заявкой, с другой – очень напоминающее дружескую «тусовку» с определенной степенью свободы. В киноклубе вы можете есть и пить во время показа, уходить и приходить, можете как-то прокомментировать фильм уже по ходу сюжета. Нет никаких строгих правил, все определяется лишь личным культурным уровнем и тем же уровнем совокупности собравшихся именно в этот вечер. Вы можете смотреть фильм в сотый раз, а можете – в первый, он может вам нравиться, а может нет, кино здесь, по сути, является только поводом к самому главному – общению. Обсуждение порой затягивается до утра, зачастую плавно перетекая от фильма к вопросам жизненным и философским. Киноклуб создает площадку, на которой могут встретиться, познакомиться, узнать друг друга и точки зрения друг друга самые разные люди, с разным уровнем образования и культурного багажа, разного возраста и жизненных взглядов, объединенные лишь одним – интересом к кино и к другому человеку. А также желанием предпочесть в пятницу вечером нестандартный способ провести время.
«Вокруг меня стало мало людей, которые мне интересны» – так просто объясняет Пауков первоначальный стимул к открытию киноклуба. В нашем обществе ситуация, когда человек запросто может подойти к незнакомому на улице, в транспорте, в любом другом общественном месте и предложить пообщаться, потому что возник обычный человеческий интерес к другому, кажется чем-то противоестественным, зачастую пугающим. Люди стали гораздо более закрытыми и полными социальных страхов, но нуждаться друг в друге не перестали. На мой взгляд, появление «закрытого киноклуба 48» – явление не столько культурное, сколько социальное. Пример того, что общение может возникать не только на почве расслабленной атмосферы под воздействием алкоголя или всеобщего молодежного транса, но и искусство вполне может создать для этого площадку, причем, возможно, куда более эффективную.
Разумеется, для открытия и функционирования киноклуба проделана определенная работа. Приведение в определенный вид имеющегося помещения, долгие поиски кресел, которые подошли бы под советскую эпоху (нашлись в художественном училище), отбор фильмов, предполагающий знакомство с множеством аннотаций, предварительный пересмотр картин, ведение страницы в интернете, подготовка видео-анонсов, привлечение посетителей. Видео-анонсы – изюминка киноклуба. Обязательный ролик с Никитой Пауковым в созданной атмосфере фильма, готовящегося к показу. Очередное свидетельство поражающей инициативности и желания вкладывать личные усилия без очевидной корысти. Киноклуб существует в свободном материальном формате, билеты не продаются, все материальные вложения проходят через коробку «для добровольных пожертвований», хотя, конечно, есть необходимость и в оборудовании, и во многом другом, способствующем развитию.
Конечно, не у всех хватит смелости проявить такую инициативность и активность, как Никита Пауков. Но можно начать с малого – с поддержки «закрытого киноклуба 48», поддержки явления. Получить «новый взгляд на вечер пятницы».
Алиса Ходзицкая