О самом перспективном и потенциально значимом храме Воронежа
Про «картинки» в этом материале
Ракурсы с Чернавского моста и Адмиралтейской площади, равно как и картографические виды сверху, – это только концепция, набросок. Данные материалы подготовлены департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области и нормативно-проектным центром. Разумеется, непосредственно к моменту своего первого появления храм и остальные объекты могут выглядеть иначе, располагаться иначе или вовсе находиться на стадии строительства или даже проектирования. Черновики для того и нужны, чтоб в процессе работы шлифовать и полировать реализуемый замысел. Поэтому утверждать сейчас, что всё в итоге будет выглядеть именно так, как мы вам показали, — преждевременно. Поскольку доминантой всего проекта является именно храм, уместно отметить, что архитектурно-стилевой его облик ещё только предстоит продумывать; на публикуемых эскизах изображена своего рода «церковь по умолчанию», т.е. «примерная», «рабочая». Впрочем, как только мы узнаем все нюансы предстоящего строительства – непременно вам сообщим.
Зелёный свет проникает, пусть и из-за закрытых дверей. На стадии утверждения сейчас находится один интересный проект, концепция которого предполагает развитие набережной Авиастроителей и строительство храмового комплекса в честь святителя Митрофана Воронежского. В перспективе у нас — появление одного из важнейших символов города, вписанного и в архитектурный, и в инфраструктурный, и в духовный контексты. Настоятелем нового храма города (с вероятностью в 99.9%) станет Геннадий Заридзе.
Официально ещё ничего не объявлено, вокруг самого замысла, как и всегда при такого рода делах, образовалось много сомнений, кривотолков и коллизий — имелись и серьёзные противники проекта. Однако, по нашим сведениям, губернатор Алексей Гордеев дал идее добро, отрезав все имевшие ранее место разногласия, поэтому публикуем.
Епископ Митрофан Воронежский, причисленный к лику святых,?— фигура уникальная и известная широко за пределами нашего города. Новый храмовый комплекс планировался давно — с начала нулевых. Поэтому, несмотря на наличие одноимённой церкви на улице Софьи Петровской, говорить о какой-то «конкуренции» между храмами смысла нет. Тогда же было определено пространство для строительства.
Почему за 15 лет он так и не появился — вопрос для отдельной публикации.
В феврале этого года случилась выставка «Православное зодчество Воронежского края», экспозиция которой была посвящена истории местного храмового строительства: что мы потеряли, что сохранили, что восстановили и что планируем строить. Дискуссия завязалась после того, как был упомянут возможный храм в честь святителя Митрофана. Предмет спора — целесообразность и уместность выбранного под строительство места. Ранее планировалось построить храм-часовню на Ильича, на крошечном пятачке у Чернавского моста, в непосредственной близости от остановок общественного транспорта и торговых точек.
Известно, что концепцию разрабатывала команда Марины Раковой (с апреля — руководитель управления архитектуры и градостроительства Воронежской области). Специалисты оценили градостроительную ситуацию, проанализировала все те планы, которые сегодня уже осязаемы, подтверждены на уровне капитального строительства или хотя бы обсуждаются. Выбранная левобережная территория сейчас активно осваивается наряду с центром города, но здесь (на левом, собственно, берегу) пока ситуация не настолько критичная.
Особенности нашего земельного и градостроительного законодательства и его применения, к сожалению, упираются в такую удобную, но при этом порочную практику: в сегодняшних воронежских реалиях условный проектировщик и условный инвестор зачастую мыслят исключительного категориями земельных участков. А как увязывается это всё с жизнью вовне заранее определённых границ — уже не так для них важно, это регулярно подтверждается не самыми удачными примерами. Авторы проекта, о котором мы пишем, напротив, преследовали цель в первую очередь работать в рамках градостроительной мысли, а не играть на поле земельных отводов в сложившихся границах, и уж тем более не закладывать основу храму ради пиара.
Начнём с того, что альтернативное место строительства с учётом проведённого анализа земельных участков, вероятнее всего, не потребует корректировать границы с правообладателями этих участков.
В работу взяли сразу всю «линию» от Вогрэсовского моста до улицы Димитрова. Основная концентрация планирования — здесь. В первую очередь рассматривалось развитие спортивных объектов. Одним из важнейших смысловых узлов стал центр гребли на байдарках и каноэ, расположенный на дамбе Чернавского моста,?— эта идея давно уже обсуждалась и визуализировалась. Неподалёку от «Алых парусов» и здания администрации Левобережного района — центр спортивной гимнастики; заезд с Ленинского проспекта, парковочная зона удачная. На перекрёстке Брусилова и помянутого Ленинского проспекта — площадка торгового центра, хотя ни проекта, ни концепции пока нет, однако пространство уже отведено, и его надо учитывать. Любой современный ТЦ привлекает и население, и транспорт, поэтому здесь встаёт ребром первая причина необходимости смены места расположения: живая светская торговля в непосредственной близости от храма — так себе вариант. Ну, и глупо сомневаться, что девелопер и инвестор не имеют возможности построить свой торговый центр раньше, чем в непосредственной близости появится храм, задуманный 15 лет назад, но так и не обретший с тех пор даже фундамента.
Сегмент побережья, выбранный уже для нового строительства, подразумевает в том числе и площадки для пляжного волейбола и футбола. Одна из основных идей всей концепции — развивать беспрепятственные пешеходные зоны, чтобы в перспективе создать прогулочный маршрут с правого берега на левый, сохраняя и за велосипедистами право свободно и комфортно кататься от Чернавского до Вогрэса. Тем более что набережная позволяет, её лишь нужно привести в надлежащее состояние. Глобально стоят проблемы с транспортом и развязками, поскольку, как вы уже могли заметить, проект хоть и зиждется вокруг идеи строительства храма, но неотделим от адекватной инфраструктуры. Условной епархии нередко дают участки под храмовое строительство, но потом начинаются странные сюжеты: ведь любая церковь — это не просто здание; там своя логистика, свои технологии, непосредственно вокруг храма начинается обстройка жилыми помещениями и всякими «складами-сараями», для которых никто заранее пространства не предусматривал,?— и из духовно-эстетической эти истории превращается в душно-бытовые. В старом месте, простите за тавтологию, объективно недостаёт места: территория, выбранная 15 лет назад, попросту очень маленькая, и никаких возможностей дополнять храмовое пространство — даже под самые обыденные нужды — нет и не будет.
Если же продолжать разговор про экосистему, то одной из главных проблем становится злосчастная логистика. Проект привязан к центру гребли на байдарках и каноэ с одной стороны и к Вогрэсу с другой, а необходимый заезд зависит от дамбы, мостик с которой на левый берег не выдерживает автомобильной нагрузки, да и пешеходами иначе как «хлипким» и «сомнительным» не считается.
Этот момент рассмотрим уже вне идеи храма: пресловутое «кольцо ОБЛГАИ» и Димитрова, «заторы с Обручева в Репное» — эти узлы так просто не развяжешь, а надо бы, причём безотносительно к идее появления храма. Несмотря на то, что разгрузка за счёт набережной заложена по генплану давно, а уважаемые проектировщики с 25-летним стажем всячески ищут выходы, в транспортном плане мы задыхаемся. Реально рабочий вариант частичного решения проблемы в данном секторе — эстакада, уровни, кольца. Когда разработчики в формате 3d всё это дело нарисовали, выяснилось, что потенциальный храм (на «старом» месте, на Ильича) будет попросту опоясан такой эстакадой.
К слову, когда готовилась Олимпиада в Сочи, уже имела место быть весёлая история с церковью, которую опутали двойным кольцом. Такое вот бодрое «развитие транспортной инфраструктуры». Но там всё-таки храм уже стоял, у нас же иная история. Собственно, тут всё тоже понятно: если оставляем старое место, то гарантированно вступаем в конфликт со здравым смыслом и транспортными нуждами.
И в довесок: вот едем мы по Чернавскому мосту — и что видим? Рекламные щиты, деревья… Ну, оцените угол. Храм где-то там мелькает, но очень уж локально. Для потенциального символа города это как-то… невнятно, по меньшей мере.
В общем, наверное, и хорошо, что целый комплекс причин привёл к решению перенести храм на новое место. Ведь это настоящий мыс, огромное пространство, дающее возможность поднять колокольню и воспроизвести почти в точности то, что было утрачено. Выбранный участок комфортен по площади, позволяет развивать паломническую и духовно-просветительскую жизнь подле «Алых парусов» гораздо эффективнее, чем в закутке возле Чернавского моста.
Один из самых важных, на мой взгляд, аспектов — сочетание духовной зоны с рекреационной. Пускай для многих проблемным является коннотат: слово «бар» (на обсуждаемой территории планируется спорт-бар) в нашем сознании неразрывно увязано с выпивкой и бедовыми разговорами, но в английском языке значение его варьируется в зависимости от контекста. Спорт-бар — это всё-таки иное заведение, и его близость к храму кажется логичнее, нежели тема с торговым центром и лобовой коммерцией.
Плюс пунктиром обозначенный в тексте транзитный пешеходный доступ на протяжении всей набережной левого берега. Там сейчас немало тупиков, кстати. Развивайте на здоровье. Наше здоровье.
Да и для «Гото Предестинации» разработано предназначение — экскурсионный маршрут с высадкой возле храма. Таким образом, заявлена и туристическая тема: будем честны — плавать корабль (как выяснилось) способен лихо, да только пока плыть ему было некуда и незачем.
В общем-то, долгое время единственным аргументом «против» была недостаточная близость к остановкам общественного транспорта. На данный момент эту задачу худо-бедно обеспечивает Ленинский проспект и его полукилометровая удалённость от новой точки строительства. Однако глобально проект предполагает развитие «дублёра» Ленинского проспекта, что возможно только лишь при системном развитии не только данного сектора, но и всей набережной. Да и паломническая стезя в 500 метров звучит как-то совсем не страшно, особенно если учесть аналогичные по удалённости от «точки высадки» расстояния иных крупных храмовых комплексов нашего города. Впрочем, тут пока действительно минус… Который может быть разрешён исключительно при запуске всего проекта — ведь нет иных свежих идей грамотно расчертить набережную, её параллели и транспортные подходы.
Столь активный ресурсный и идейный спурт основан ещё и на тезисе о появлении новой архитектурной и эстетической доминанты в городе. Это должен быть не очередной компактный придорожный храм, милый и уютный, «один из». Это место — новое место — должно диктовать свои законы окружающему пространству об руку с «Алыми парусами». И вот самое важное с архитектурной точки зрения: в любом уважающем себя историческом городе колокольня — однозначная высотная доминанта, вокруг неё веками запрещают строить что-либо выше. Центр города сегодня уже слишком подпирает небо, вклиниться туда шансов нет. А вот открытый обеим набережным и всем мостам мыс левого берега — он заметен, он способен стать особенным. В архитектурном и смысловом плане мы получим не просто духовное пространство с золотистым крестом и громким именем, но нечто, безусловно, яркое, притягательное, сильное и объединяющее. Несогласие веры нередко нивелируется эстетическим уважением и здравым смыслом.
Так вот: идея со строительством храма Митрофана Воронежского определённо способна примирить всех несогласных.
* * *
Вопросы и сроки строительства храма зависят от финансирования. Тут как с любым объектом. Впрочем, бытует мнение, что если настоятелем определён Геннадий Заридзе -построить должны быстро. То, что это даже не 2 года,?— все понимают. Вошедшие в концепт спортивные объекты начнут возводиться в ближайшем будущем, земля вся раскуплена, согласование есть. В приватной беседе один из наших источников высказал мысль: «Жизнь на воздухе в этом месте должна начаться раньше самого храма, чтобы освоилась территория. У многих, кто туда никогда не придёт, конечно, изжога от коммерции и слова «бар» (спорт-бар — прим. авт.). Но, отдыхая и занимаясь спортом, ты всякий раз выходишь к величественному храму».
К слову, инфраструктурно достойный парусный спорт — в очень осязаемой перспективе. Развитие всей территории, по разным оценкам, комплексно займёт порядка 10 лет, хотя многие объекты могут появиться уже через 2–3 года. Тут самое важное не допустить ошибок. Потому как в воронежской архитектуре долгие годы не было такой стадии — предпроектных проработок и концепций. Нередко просто делили, пилили и лепили.
P.S.: Текст планировался ещё в прошлом номере — в том числе, с рассказом о перипетиях политической и бюрократической борьбы. На тот момент мы планировали идею нового храма и весь концепт всячески защищать. Однако вот так вышло, что оппоненты самоустранились или были устранены. Посему милитаристские нотки в подаче не воспринимайте как акт наступления. Просто представляйте, каким может стать и обязательно станет храм имени святителя Митрофана.