«Этноград» был создан для тех, кто интересуются бытом, творчеством и культурным наследием самых разных народов мира. Здесь можно послушать музыку, исполняемую на старинных инструментах, посмотреть на реконструкторов, моделирующих различные эпохи, научиться танцевать какой-нибудь странный и красивый танец, и, наконец, купить всевозможные товары этнического толка (от мечей и флейт до амулетов и костюмов). Фестиваль проходит уже в третий раз и с каждым годом в нем участвует все больше людей, музыкальных коллективов и мастеров.
Условно сам фестиваль делился на несколько зон, расположенных на огромной поляне недалеко друг от друга. На главной сцене выступали музыканты и танцоры, на ярмарке продавались различные сувениры и товары народного промысла, а на тематических площадках можно было ознакомиться с бытом славян, шотландцев или тамплиеров и поучаствовать в различных мастер-классах (ирландские танцы, игра на этнических инструментах, лозоплетение, изготовление кукол и много другого разного-интересного).
Площадка фестиваля располагалась у слияния рек Дон и Девица в пешей доступности от города Семилуки. Вообще, с местом проведения организаторы угадали. Из Воронежа я легко смог добраться на автобусе, а волочить от остановки неподъемный рюкзак мне пришлось всего каких-то 15 минут. На самой площадке под ногами была сухая колючая трава с одуряющим запахом, а также наличествовал прекрасный вид на реку и заброшенную лодочную станцию с огромными баржами, ржавеющими на берегу. И, по правде сказать, все это было настолько хорошо, что заочно искупило множество минусов, которые безуспешно, но энергично пытались загубить приятное впечатление от происходящего. И давайте, кстати, к этим минусам сразу и перейдем.
Бичом практически всех региональных фестивалей является организация. И по «Энтограду» этот самый бич ударил с изрядной силой. Основной «фишкой» происходящего было то, что практически все время нахождения на фестивале я (как многие присутствующие) играл в игру «Что? Где? Когда?» Около главной сцены, конечно, висело расписание, но даже невооруженным глазом было заметно, что действительность упрямо не хочет ему соответствовать. Мне на следующий день сказали, мол, это расписание прошлогоднее. И я до сих пор не уверен, что это была шутка.
Или вот, например, кухня. Заранее объявили, что на фестивале всех ждет трехразовое горячее питание. Но обед случился в 7 вечера, а не в 2 часа дня, а приходить было нужно со своей посудой. Ну не было на фестивале одноразовой посуды (я до сих пор не знаю, почему так сложилось; и повара не знали, и вообще никто, похоже, этого не знал). Подобный поворот застал врасплох не только меня – рядом стоял парень с отпиленным дном от 5-литровой пластиковой бутылки, которое он собирался использовать вместо тарелки. Но зато когда я все-таки добрался до еды, она оказалась на редкость вкусной. Видимо, баланс добра и зла здесь поддерживался даже на мелком бытовом уровне.
Но вернемся к великой событийной угадайке. Даже максимально конкретные ориентиры не гарантировали успеха. Вот тебе с главной сцены объявляют, что под большим деревом сейчас будет мастер-класс по актерскому мастерству. Ты идешь в указанном направлении и находишь группу людей, сидящих со скрещенными ногами. И этим людям рассказывают о том, как почувствовать Силу Земли. В этот момент ты как-то сразу понимаешь, что актерского мастерства здесь нет и, наверное, не будет, а подобные тонкие материи с наскока изучать бессмысленно. И лучше пойти на ярмарку и тихо поиграть на флейте, или потанцевать ирландские танцы, или сесть у реки и выпить чаю из термоса.
Масса возможностей, как ни крути. И это стало именно тем, благодаря чему фестиваль все-таки удался. При желании здесь в любой момент времени можно было заняться чем-то интересным или просто поваляться на траве и послушать хорошую музыку. А от того, что ты обычно приходил к середине какого-то мероприятия или не мог понять, какая группа играет на сцене, хуже, в общем-то, не становилось.
Складывалось ощущение, что в этом году фестиваль находится на переломном этапе: «тусовку для своих» он уже перерос, а до масштабного события еще не дотягивает. Всего на фестивале одновременно было, наверное, около 800 человек (кто-то приезжал, кто-то уезжал, а кто-то просто посмотреть забредал), а ведь на такой территории легко разместились бы и 2 тысячи. В итоге, было слегка пустовато, но при этом душевно и по-семейному.
А масштабности все же не хватало. Идешь вот по ярмарке, не сбавляя шага, и проходишь ее всю секунд за 30. Поэтому лучше идти медленно и заниматься созерцанием. Тогда можно увидеть парня, который долго водит ладонью над ловцами снов и, видимо, не почувствовав искомого, уходит, ничего не купив. Или послушать о перипетиях доставки и продажи монастырского меда, параллельно поразмышляв над тем, почему рядом с ведическими амулетами продаются православные иконы.
А мимо тебя в это время шотландцы волокут веселого парня в колодках, который просит положить ему в сумку немного денег (видимо, на выкуп). И в поле зрения небольшие группки людей разучивают национальные танцы: кто ирландские, кто славянские, а кто и вовсе вытанцовывает нечто запредельное. Но всем явно весело. И тебе от сопричастности тоже становится даже не «как-то», а просто хорошо.
Под вечер можно пойти и лечь на траву рядом с главной сценой и посмотреть, как ребята в доспехах из клубов исторической реконструкции будут сражаться на мечах, топорах и прочем давно забытом в широких кругах оружии. Как кричал глашатай, зазывая людей на это зрелище: «Они будут бить друг друга по голове. Им будет больно, а вам нет. На это стоит посмотреть!» И в этом он ни капельки не обманул.
Вечер на «Этнограде» вообще был в десятки раз богаче на события, чем прошедший день. Здесь встречались девушки, исполняющие танец живота под бардовские песни (воистину гипнотическое зрелище). В качестве альтернативы – массовые ирландские танцы, от которых пыль поднималась вверх на полметра и расползалась вокруг ленивым облаком, и по-настоящему шикарное фаер-шоу. И музыка, конечно. Куда же без нее на фестивале.
Музыкальная составляющая оставила о себе двоякое впечатление. Основные проблемы традиционно были с настройкой звука. Для одного-двух инструментов его выставляли вполне пристойно. Но сочетание трех-четырех и вокала впридачу уже превращалось в некую странноватую мешанину. Впрочем, в откровенный ужас звук все-таки не срывался и в процессе выступления каждой группы медленно, но верно шел на лад.
А сам подбор исполнителей был замечательный. Особенно порадовали совершенно безумные (в хорошем смысле) BARRA BRAVA с балканским фолк-роком, под который танцевали девушки в костюмах, рыцари в доспехах, да и вообще все массово водили хороводы; группа Green Crow с зажигательным ирландским фолком на русский лад (тут танцевали уже практически все, кто приехал на фестиваль, – и как танцевали!) и группа «Холст» с удивительным женским вокалом, который, казалось, медленно плывет над Доном и уносится куда-то туда, где жить легко и приятно.
В песне уже упомянутых BARRA BRAVA есть замечательная строчка: «Пусть не пахнет здесь искусством, но зато играем с чувством!» С некоторыми условностями ее можно расширить и на весь «Этноград». Несмотря на множество мелких недостатков в организации самого действа, чувствовалось, что фестиваль сделан с душой и с искренним желанием порадовать и участников, и зрителей. «Этноград» еще очень молод и довольно сложен по структуре. Поэтому будет вдвойне интересно посмотреть, во что он сможет вырасти к следующему лету.
Стоит отметить, что отзывов (и положительных, и отрицательных) по итогам фестиваля было довольно много – и почти все они скорее эмоциональны, чем конструктивны. Организаторы же отвечали благожелательно, от ошибок не открещивались и уже под занавес обсуждения разместили некое итоговое послание:
«Со своей стороны, мы сделали все, что могли и не могли, для того, чтобы фестиваль оправдал ваши и наши ожидания! Конечно, было много косяков и нестыковок, но давайте будем реалистичны – фестиваль, который проводится не для одной «тусовки» – реконструкторов или йогов, например, а для всех сразу – потребует не один год, чтобы все части нашей огромной программы были согласованы и хорошо продуманы».
Пожелаем «Этнограду» удачи, энтузиастов в составе организаторов и основательной спонсорской и административной поддержки. Достойных мероприятий такого рода у нас, мягко говоря, не много.
Дмитрий Сиваков
Фото Михаил Квасов