В галерее «Х.Л.А.М.» состоялась совместная выставка работ Александра и Евгении Ножкиных «Воронежская красавица», посвященная образу прекрасной женщины – неспешному, праздному и комичному.
Работы Александра Ножкина, трагически погибшего 12 лет назад, известны далеко за пределами Воронежа: в свое время гравюры художника были приобретены в коллекции Андрея Макаревича, Григория Явлинского, Мадонны и Билла Клинтона. В нашем городе о Ножкине в очередной раз заговорили в прошлом году, когда в центре города был установлен «Стул от жлобства», изготовленный по его идее. Прообраз такого стула появился у художника дома много лет назад.
В ряде работ, представленных на выставке «Воронежская красавица», Александр Ножкин создал собственный, ни на что не похожий мир. Здесь, в плотно обставленных коврами, телевизорами и разноцветной утварью интерьерах, живут лубочно-нелепые, но довольные и счастливые люди. Пышнотелые женщины, упитанные дети и уверенные в себе отцы семейства – отражение жизни уютной, уверенной, но наполненной глубоким смыслом бытия.
Образ женщины занимает одно из ключевых мест в работах художника Ножкина. Женщина эта имеет роскошные формы, любит нарядно одеваться и возлежать на подушках. Она далека от изящества, но имеет свою особую красоту. Кто-то скажет, что эта дама совсем не прекрасна и скорее даже смешна, угловата и комична, но Александр уверен: она – настоящая красавица. По словам его дочери, молодой художницы Евгении, Ножкин боготворил воронежских женщин.
Евгения закончила художественно-графический факультет ВГПУ и защитила дипломную работу на тему «Гобелен». К работам отца она обратилась, как многие художники обращаются к работам Микеланджело и Рембрандта – в поисках вдохновения, ответов на вопросы, из-за желания продолжить уже сказанную ранее мысль. Выполнить серию работ по мотивам его творчества она хотела с детства, и в итоге, получив профильное образование, стала это осуществлять с помощью интересных ей материалов. Вместе работы отца и дочери смотрятся по-семейному гармонично и логично дополняют друг друга. Гобеленовые ковры, представленные на выставке, по цветовому решению приближаются к гравюрам Александра Ножкина.
Художница намеренно использовала 2 цвета: светло-серый, напоминающий бумагу, и темно-коричневый, с целью имитации краски для офортов.
То, что для работ Александра Ножкина являлось деталями, Евгения взяла за основу: «С детства мне очень нравились картины моего папы, я с нетерпением ждала завершения каждой работы. Я всегда обращала внимание на то, что на картинах отца тщательно проработан задний план, у него нигде нет просто чистой стены, они всегда украшены обоями со сложным рисунком. Нет ни одного покрывала или подушечки без красивого, интересного орнамента. На многих работах нарисованы лоскутные одеяла и ковры, и я решила сделать фоном своей работы ковры в технике пэчворк. Силуэты воронежских женщин здесь объемные, а стежки ниток играют роль штрихов. На выставке также присутствуют 12 объектов, сшитых из разноцветной ткани – вещи, фрукты, животные, которые наиболее часто встречаются в работах моего папы».
Созданные Евгенией из атласных лоскутов куклы дополняют экспозицию объемом и становятся трехмерным изображением героинь гравюр Александра Ножкина. Параметры красоты здесь – не пресловутые 90х60х90, а внутреннее сияние, доброта и сила. Красота женщины, не блистающей в свете, но занятой повседневными делами: «У папы много картин про добрую девушку, кормящую голубей, поливающую цветы, заботящуюся о ребёнке, сеющую не только зерно, но и добро».
Добро по логике Ножкиных рождается из особого, спокойного, мягкого и ленивого подхода к жизни. Неспешность и праздность – одна из главных черт характера и жизни воронежской красавицы с выставки. День ее проходит хоть и в мелких, но неизменно важных заботах: нужно и на диванчике полежать, и книгу почитать, и в баню сходить, и ребенка покормить, и в карты поиграть, и гимнастикой заняться, и снова на диванчике полежать. Главное – делать все с удовольствием, радостью и любовью к себе. Некоторые из работ Евгении подвешены под потолком – настроение легкости и невесомости передается буквально.
В экспозиции представлены 30 гравюр Александра Ножкина и больше десяти объектов, созданных его дочерью: гобелены, ковры и матерчатые куклы. Выставка представляет собой своеобразный разговор отца и дочери: недосказанное когда-то обретает свое выражение, и находятся ответы на давние вопросы. Евгения признается, что часто ведет внутренний диалог с отцом. В очередной раз разговор удался.
Евгения Глуховцева