Народный. Нарядный. Экспортный

0

В середине сентября в музее изобразительных искусств имени Крамского под патронатом воронежского губернатора Алексея Гордеева и при поддержке областного управления культуры начала работать выставка этнографической коллекции Воронедского областного краеведческого музея «Народный. Нарядный. Обрядовый», посвященная традиционному крестьянскому костюму Воронежской губернии. Здесь можно увидеть более четырехсот подлинных предметов из этнографической коллекции музея. Экспозицию дополняют редкие снимки конца XIX – начала ХХ века, где запечатлены традиционные занятия жителей края, их внешний облик, виды старинных сел и деревень. Выставка включила в себя не только экспонирование костюмов разных уездов, но и показ одежды разных возрастных групп, так как традиционная народная одежда всегда отражала семейные и возрастные отличия.

 

Впечатления

Следует сказать, что эта коллекция формировалась еще с середины девятнадцатого века, но до последнего времени хранилась в музейных запасниках – поэтому выставка «Народный. Нарядный. Обрядовый» стала первым масштабным публичным ее представлением. Здесь будут уместны самые добрые слова в адрес супруги воронежского губернатора Татьяны Гордеевой, которая, узнав о том, что в музейных хранилищах имеется такое сокровище, загорелась идеей – ознакомить с ним воронежское население. А поскольку любая драгоценность требует соответствующей оправы, то заняться художественной организацией выставки было предложено художественному руководителю Камерного театра Михаилу Бычкову. Он, в свою очередь, пригласил к этой работе известного московского театрального художника Николая Симонова – и результат их совместного творчества превзошел все ожидания.

Бычков и Симонов подошли к работе над выставкой, как к серьезному театральному проекту, в итоге воронежцы увидели уникальный театр народного костюма. Современный, со стильными декорациями, умело срежиссированным музыкальным и световым оформлением. Можно сказать однозначно: такого всесторонне творческого подхода к выставочной деятельности наш город еще не знал.

Оригинальна, прежде всего, концепция выставки: времена года как вехи крестьянской жизни. Детство – весна, лето – юность, осень – зрелость, зима – уход в Вечность. Рождение человека сопровождалось ритуалами, его жизнь – это белый холст, на котором время оставляет свой узор. Поэтому на первой детской белой рубашке не было орнамента, он появлялся чуть позже.

Постепенно белый холст расцвечивался красками жизни, своей вершины красочность костюма достигала в свадебной одежде.

Чем старше становился человек, тем меньше в его одежде было красок, проще и лаконичнее становились украшения и детали костюма, приглушеннее цвета вышивок. В конечном итоге, белая одежда стариков замыкала жизненный круг.

Надо заметить, что один из самых любимых в Воронежской губернии цветов — черный, цвет земли и покоя. Поэтому для художественного оформления выставки Михаил Бычков и Николай Симонов решили сделать черный цвет доминирующим — как символ плодородных черноземных земель Воронежского края, рождающих все краски цветущих степей и лесов. Это цветовое решение оформления зала гармонично перекликается с экспонируемой традиционной одеждой, где черный цвет основных элементов костюма сочетается с цветовой насыщенностью и многокрасочностью отделки его деталей.

Создатели экспозиции поделили музейный зал на несколько функциональных зон, стилизованных под крестьянские жилища, где и происходит показ традиционных костюмов различных уездов Воронежской губернии, экспонирование элементов традиционной одежды (понев, рубах, украшений, поясов), а также рукоделий воронежских крестьянок (полотенца, дорожки, вышивки). Предусмотрен и кинозал для демонстрации слайд-фильмов о народном костюме, документальных лент о традиционной культуре. Помимо всего, проектное решение позволило максимально сориентировать выставочное пространство и на использование интерактивных форм работы. Словом, исполнено все на высоком профессиональном уровне, благодаря чему в музее им. Крамского на несколько месяцев поселился праздник высокого творчества.

 

Послевкусие

Но вот улеглись восторженные эмоции, имевшие место после знакомства с эстетически безупречным творением, началась повседневная работа выставки – то есть, уже не для элитарного зрителя, побывавшего в музее им. Крамского в первые дни, а для массового. И вот тут обнаружилось досадное обстоятельство – массовый зритель на выставку идет, скажем так, не очень массово. Посещаемость – примерно такая же, какой и всегда она была в художественном музее. То есть достаточно низкая. И это несмотря на массированную рекламную кампанию. Не привык воронежский люд ходить активно по музеям. Или отвык – кому как больше нравится. И вот в голову приходит невольная крамольная мысль: а для кого, собственно говоря, появилась выставка «Народный. Нарядный. Обрядовый» и какова от нее практическая польза?

Нет, конечно, немалый плюс уже в том, что кто-то из приличных людей занялся этим делом с благими намерениями. И художественное решение получилось актуальным – вернее, тем, что просвещенным творческим сообществом этаблировано как актуальное. Выставку можно с полным правом назвать ярким примером непровинциального художественного успеха. Точнее – успешности в области неутилитарной деятельности. Безусловно, в Воронеже есть слой прогрессивных людей, интересующихся и современным искусством, и театральным авангардом, и тому подобным. Это ведь как мода – разве в Воронеже нет модных людей? Есть. Существуют и каналы, по которым распространяется культурно-вкусовое единство. По сути, появление выставки «Народный. Нарядный. Обрядовый» – это ориентир на столичные и европейские эталоны, своеобразная эстетическая гастроль, которая, несомненно, отразится на провинциальных чувствах горожан. То есть теперь любой посетитель вправе воскликнуть: «Вот видите, и у нас могут что-то создать не хуже, чем в Москве!». Но жанр гастролей, даже если они с мастер-классами и каким-то интерактивом, – это лишь апелляция к формату потребления культуры, но не ее воспроизводство. Дело в том, что потребитель культуры не определяется категорией «имеющийся», это не потребитель водки. Любой потребитель культуры – растущий.

В этом и есть фокус. Мне кажется, ошибочно думать, что у нас есть большое количество некоего «устоявшегося», готового, форматного потребителя, которому можно предложить добротный продукт. Ибо вполне может получиться следующий результат – вот массовому потребителю показали выставку, он сходил на нее, поучаствовал в мастер-классах. Потом выставку разобрали, а этот самый потребитель опять же пошел в пивной бар. Где ему воспроизводиться? Зачем он потребил? Все-таки методика своеобразного культурного десанта не дает расширения круга, освежения крови. По сути это обслуживание уже сложившегося, оно не затягивает в круг культурного потребления людей из «дальнего угла» (не территориального, а, так скажем, духовного). Выставка «Народный. Нарядный. Обрядовый» – это такое единичное вкусовое варяжество, но оно может быть эффективно лишь на фоне государственного культтрегерства, и прежде всего – восстановления инфраструктуры низовой культурной активности. Тогда все эти культурные затеи имеют долгосрочную перспективу. Понятно ведь, что, скажем, олимпиады и чемпионаты мира по футболу ценны в первую очередь не рекордами и красивыми голами, а инфраструктурой (стадионы, бассейны, велотреки и прочее), которую создают для месячного спортивного апофеоза, но остается она на десятилетия. То же самое можно сказать и относительно культурного строительства.

Безусловно, несправедливо, что существующий в провинции спрос на современный подход к культуре не удовлетворяется и, конечно, надо ситуацию исправлять. Многочисленные творческие фестивали сориентированы на решение именно этой задачи. В таком подходе много благородного и вполне здравого. Но он не меняет положения в самой воронежской культуре. Если, скажем, Платоновский фестиваль пройдет на уже имеющихся (пусть и слегка модернизированных) площадках, то он станет очередным же вкусовым варяжеством. Но построенный современный концертный зал (в котором наш город давным-давно нуждается) уже изменит значение фестиваля с точки зрения стратегии развития культуры в регионе. Мне кажется, что открытие новых дворцов культуры с многочисленными кружками, куда любая мамаша может привести бесплатно свое дитя, станет еще полезнее для культурной ситуации в Воронеже. Хотя, безусловно, затратнее и хлопотнее.

В заключение же хочется высказать свои соображения относительно судьбы выставки «Народный. Нарядный. Обрядовый». Если спустя некоторое время декорации разберут, а уникальные народные костюмы снова отправятся в музейные запасники – это будет в корне неверное решение. Для начала ее следует отправить путешествовать по миру – для укрепления нашего регионального имиджа такие гастроли окажут серьезную услугу. Тем более, что предпосылки для успешного вояжа существуют. Насколько мне известно, несколько лет назад российский министр культуры Александр Авдеев, будучи в должности посла РФ во Франции, представлял в Париже выставку русского народного костюма (кажется, совместно с Русским музеем), и она пользовалась весьма большим спросом. Причем, наибольшее внимание привлекли народные костюмы именно Воронежской и Тамбовской губерний – как наиболее яркие и самобытные.

Ну а в конечном итоге выставка «Народный. Нарядный. Обрядовый» должна стать постоянно действующей: допустим, в виде отдельно оформленного зала в воронежском краеведческом музее. И это будет стратегически верным шагом на пути к восстановлению фундаментальных культурных традиций.

Олег Котин 

Об авторе

Редактор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий