На языке «Трех медведей»

0

Три медведя – это три Миши – три Михаила: Вязовой, Квасов, Кирьянов. Можно развить тему животных – с 10 по 23 октября три кита воронежской фотографии показывали свои работы в муниципальном выставочном зале на улице Кирова. Теперь выставка перекочевала в Воронежский концертный зал – так что увидеть ее вы еще успеете.

foto_v_5

Всем известно, что с тех пор, как цифровые технологии упростили процесс съемки, слово «фотограф» стало применяться к каждому третьему. Тем не менее, среди фотографов есть прекрасные мастера, ужасные мастера и средние подмастерья. Все разные. Красивых фотографий много, но лишь редкие из них способны разговаривать.

Да, похоже, что наступило время мастеров онемевшего фото. Технологии обработки позволяют превращать обычные снимки в завораживающие картинки с насыщенными цветами. Смотришь на фотографию, хочешь с ней поговорить, а она красивая, но умом не блещет. Молчит и молчит. Дважды ей любоваться не захочешь. Понимаешь, что это только форма. А содержания нет. Если вам эта ситуация незнакома и непонятна, тогда вы, наверное, не видели говорящих фотографий. Так что стоит посмотреть снимки «Трех медведей».

Их разновозрастные фотокарточки висят и думают о своем. Кто об искусстве, кто о религии, кто о реформе ЖКХ или о прочих насущных вещах. Например, на одной фотографии человек чистит памятник Пушкину, а рядом можно увидеть традиционную выдержку – «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Есть снимок, в центре – срубленное дерево, а все остальное пространство заполнено людьми, которые смотрят на этот исполинский пенек. Перед нами появляется Россия «наизнанку». Смешная и немного грустная. Эти фотографии вас в покое не оставят. Будут настаивать на своем, спорить и крепко держаться за вашу память. В этом смысле они что-то унаследовали от своих создателей.

foto_v_4

Каждый Михаил из своих многочисленных снимков мог бы выделить и по двести работ для нужд выставки, но фотографы решили, что достаточно будет тридцати шести. Это такой ностальгический прием. Дань уважения старой «Свеме», в которой было ровно тридцать шесть кадров. «Пленочный» подход отправляет нас к романтике прошлых времен. Сейчас фотографы могут «щелкать» сколько угодно, а некогда ценился каждый кадр. Приходилось «высматривать», «выстраивать» и «не упускать момент». И от этого снимки получались немного другими – в них вкладывалось больше сил и надежд.

Экспозиция «Три медведя» – инициатива авторов. Они не пожалели сил, времени, денег и подарили вторую жизнь своим снимкам. За много лет репортерской работы у каждого скопилась коллекция ценных кадров, которые не попали на страницы газет, а томились в домашних архивах. Нереализованные работы, как говорит Михаил Квасов, спокойно жить не дают. Это доказывает, что каждый снимок был сделан не просто так, а для того, чтобы быть увиденным и прочитанным.

Выставка получилась двусмысленной. С одной стороны, она кажется очень легкой и ироничной, с другой – снимки наводят на серьезные мысли о том, как и где мы живем, что есть сейчас и что будет дальше. Эти фотографии не похожи на большинство современных снимков. Их не «вылизывали» до совершенства в «фотошопе» и «лайтруме». Михаил Кирьянов считает, что хорошая фотография в обработке практически не нуждается. Главное, чтобы в ней, кроме формы, было и содержание. Красивую, качественную фотографию с помощью современного оборудования получить нетрудно. Гораздо сложнее создать такой снимок, глядя на который, человек видел бы не только то, что хотел передать автор, но еще и что-то свое – отражение мыслей, переживаний, опыта. Это стремление и объединяет «трех медведей».

foto_v_3

Если взглянуть на афишу выставки, можно понять, что придает ей особенную ценность – дружеские отношения авторов между собой. На самом деле, такое в среде воронежских фотографов встречается нечасто. Причем фотографии авторов очень гармонирую друг с другом. Возможно, это не последняя их совместная выставка.

Как говорит Михаил Квасов, идеи витают в воздухе и нужно успевать их воплощать, иначе вскоре увидишь свои мысли в чужих работах. И жаль будет, что не успел сам. Оригинальным быть несложно. Главное – иметь возможность воплощать свои идеи в жизнь. Подтверждение этих слов – выставка «Три медведя».

Юлия Беляева

Об авторе

Автор газеты "Время культуры"

Оставить комментарий