В 2014 году впервые Воронежский молодежный симфонический оркестр под управлением маэстро Юрия Андросова обрел новую сценическую площадку – Воронежский концертный зал. 30 ноября в рамках юбилейного сезона состоялся праздничный концерт. Творческий путь коллектива решила отследить музыкальный обозреватель Людмила Сандлер, которой удалось побывать на всех последних выступлениях оркестра.
[su_box title=»Счастливое детство оркестра» box_color=»#dc2825″]Воронежские зрители помнят блистательные выступления Молодежного оркестра на Международном Платоновском фестивале искусств, Международном фестивале современной музыки «Созвучие», на Всероссийском виолончельном фестивале имени Ростроповичей, «Пасхальном фестивале» Валерия Гергиева. Можно с уверенностью сказать, что оркестр сделал богаче и ярче культурную палитру Воронежа. [/su_box] [su_dropcap]О[/su_dropcap]ркестр уже хорошо знают и в России, и за рубежом. С 2007 года коллектив регулярно гастролирует во Франции. С 2012 года в рамках проекта «Музыкальная академия» он проводит серию концертов в музыкальных учебных заведениях Курска, Губкина, Борисоглебска и других городов. Молодежный оркестр – автор нескольких ежегодных проектов: «Новые имена в Воронеже» с участием президента фонда «Новые имена» Дениса Мацуева, «Мировое музыкальное наследие» с участием солистов Большого театра и театра Геликон-Опера, а также специальной абонементной программы для студентов Воронежа. И мне кажется, абсолютно заслуженно он стал хозяином такой престижной сцены, как Воронежский концертный зал.
Одна из форм деятельности оркестра – абонементные концерты, где каждое выступление заслуживает внимания. Расскажу об оригинальном проекте «Классика и не только». Как следует из его названия, зрителей ожидают сюрпризы. Любители классической музыки привыкли к высокому мастерству наших музыкантов, к строго выверенному исполнительскому стилю, но у молодой публики, к которой обращается оркестр, вкусы, мягко скажем, несколько иные. Как заинтересовать их? Как раскрыть мир классики для тех, кто слушает хип-хоп, рок, R&B, лаунж, хаус? На мой взгляд, концепция руководителей оркестра направлена на достижение именно этой цели: популяризовать классическую музыку, показать возможности ее соединения с современными технологиями, течениями и, в конце концов, с модными направлениями. Вспомните, как мир восхищался хрупкой японской скрипачкой Ванессой Мэй, так виртуозно-театрально исполнявшей на электроскрипке «Времена года» Антонио Вивальди. Наш оркестр пошел еще дальше.
[su_box title=»21 сентября» box_color=»#dc2825″]В стиле «кроссовер»[/su_box]В рамках фестиваля «Чернозём» на его закрытие был приглашен знаменитый Терем-Квартет из Санкт-Петербурга, который с большим успехом выступил с Воронежским Молодежным симфоническим оркестром. Музыканты выпустили в России и за рубежом 17 дисков, репертуар ансамбля включает более 500 композиций классической и современной музыки.
Музыкальный коллектив дал более 2 500 концертов и выступил более чем в 60 странах. Терем-Квартет неоднократно представлял Санкт-Петербург на многих мероприятиях международного значения, поэтому его часто называют символом города.
В состав квартета в настоящее время входят: Андрей Константинов – малая домра, Андрей Смирнов – баян, Михаил Дзюдзе – балалайка-контрабас, Алексей Барщёв (сменил Игоря Пономаренко) – домра-альт. Музыканты выступали со своей программой в 1-м отделении, и то, что они предложили, я бы назвала «травестированием», то есть представлением классических произведений в неожиданном стиле, на этот раз в стиле «а-ля-рюс». Официально же стиль их исполнения называется «классический кроссовер». Сами артисты называют свою музыку «перекрестком стилей», в котором переплетаются разные творческие идеи.
Из беседы с музыковедом Екатериной Прокопьевой, преподавателем Воронежской академии искусств, я узнала, к какому же направлению можно отнести творчество музыкантов Терем-Квартета. По ее мнению, «неорусский стиль» уже был в моде в начале… ХХ века. «Русские сезоны» Дягилева в Париже, увлечение русской модой, когда даже королева Елизавета выходила замуж за английского короля Георга VI в стилизованном русском сарафане. История повторяется в начале ХХI века теперь уже с использованием всемирно известных «русских брендов», среди которых, конечно, и балалайка, и баян.
Для каждого концертного номера музыканты придумали свой подход, свое оригинальное и даже остроумное решение. Многие хоть раз в жизни слышали «Времена года» Петра Ильича Чайковского: незабываемые мелодии «У камелька», «Подснежник» и другие. Но когда их напевают эвенки в оленьей упряжке (голосом руководителя квартета), становится смешно и весело – это так неожиданно! В зале – улыбки, понимающие взгляды (узнали!). Бессмертные творения Баха, которые тоже прозвучали в концертной программе, ничем не испортить, тем более «русскими» инструментами, которые придают классической музыке необычайно свежий колорит. А что уж говорить о Пьяцолле, которого любит весь мир! Его знаменитое «Либер-танго», исполненное Терем-Квартетом вместе с оркестром, вызвало в зале бурю восторга. А видели бы вы маэстро Андросова, лихо подпрыгнувшего в конце номера в стиле Димы Билана! Не обошлось, конечно, и без выступления «на бис». Музыканты оркестра, я думаю, тоже получили удовольствие от яркой реакции публики на их выступление. Столичные гости были приятно удивлены горячим приемом, оказанным им воронежскими зрителями, и обещали еще раз приехать в наш город на гастроли.
[su_box title=»1 октября» box_color=»#dc2825″]Музыкальное приношение к празднику[/su_box]Оркестр выступил с классической программой, состоящей из произведений Моцарта (Симфония №25 и Концерт №25 для фортепиано с оркестром), Гайдна (Симфония №25), а также Россини (Увертюра к опере «Золушка»), который написал это произведение в возрасте… 25 лет. Вы спросите: «Что это, совпадение?». Нет, так дирижер Юрий Андропов оригинально построил концертную программу, посвященную 25-летию журнала «Музыкальное обозрение». В концерте приняла участие солистка Динара Клинтон из Великобритании, но «с русскою душой». Я имею в виду ее русскую исполнительскую школу. Пианистка еще молода, и впереди у нее будет много концертов, но тонкий вкус уже присущ ее манере игры, остается только набираться опыта гастролирующего музыканта. Важно, что руководители оркестра смело предоставляют для этого свою сценическую площадку.
[su_box title=»30 ноября» box_color=»#dc2825″]Классика и симфоджаз[/su_box]…И вот апофеоз юбилейного сезона оркестра. Им стал праздничный гала-концерт, который с большим успехом прошел в Воронежском концертном зале. Приподнятая атмосфера царила в фойе первого и второго этажей. Здесь выступали струнный камерный ансамбль, юные солисты и инструментальное трио. Публика фотографировалась в прекрасных интерьерах на фоне постеров с лицами звезд – музыкантов и дирижёров с мировым именем.
3-ий звонок. На сцене – огромный экран и… пустые стулья. Ведущий концерта – артист Камерного театра Андрей Мирошников – начал стихами Давида Cамойлова, написанными от лица 10-летнего мальчика, юного, но уже ощущающего трагизм и несовершенство мира. Это стало своеобразным лейтмотивом всего праздника. На сцене появились «отец и мать – основатели оркестра» Вера Борисовна Гусева, ныне директор оркестра, и главный дирижер Юрий Семенович Андросов. Вера Гусева рассказала о трудном становлении коллектива, о его поддержке Общественной палатой, а теперь и губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым (приятно, что он присутствовал в зале вместе с женой и сыном!).
В выступлениях и Михаила Бычкова, и представителя благотворительного фонда «Новые имена» имени Вороновой, и в приветственных телеграммах, присланных Денисом Мацуевым и редакцией журнала «Музыкальное обозрение», в адрес оркестра звучали пожелания зрелости и сохранения юношеского оптимизма.
Когда настала очередь выступления главного дирижера Юрия Андросова, маэстро показал свой оркестр, постепенно заполняющий сцену, во всей красе на огромном экране. Впервые воронежские зрители смогли увидеть лица музыкантов в процессе исполнения музыкальных номеров, и это было, поверьте, захватывающе интересно. То, как молодые музыканты выражали свои эмоции, реагировали на выступления солистов, на свои соло в оркестре (например, двух прекрасных ударников во время джем-сейшн), приближало их к публике, да и видеоряд приобрел динамику и особые смыслы. Интерактивные технологии – это современно и уже привычно для молодых, поэтому они особенно уместны для Молодежного оркестра. Я завороженно следила на экране за летающими по клавишам пальцами Марии Меерович, исполнявшей виртуозный Девятый фортепианный концерт Моцарта, за сдержанными эмоциями «Паганини трубы» Сергея Накарякова, исполнившего фантастически сложные «Вариации на тему рококо» Петра Ильича Чайковского, написанные для виолончели и переложенные для флюгельгорна. Замечу, что участие музыкантов такого уровня стало не только украшением программы, но и данью уважения молодому коллективу.
На этом фоне органично прозвучало выступление стипендиатов фонда «Новые имена», победителя Всероссийского телевизионного конкурса «Щелкунчик» Маши Артеевой и юного Тимура Колесникова, которые исполнили с оркестром Дивертисмент для двух скрипок Фролова. Сольный номер Владимира Шабашова-младшего показал зрителям возможности довольно редкого на сцене инструмента – маримбы.
Еще раз подчеркну, что концертная деятельность оркестра, его стратегия развития направлены на пропаганду богатейшего культурного наследия отечественной и мировой классической музыки среди молодежи, в том числе и на поддержку юных дарований. И хорошо, что для них нашлось место в праздничном концерте!
И еще один сюрприз ждал воронежскую публику во втором отделении: здесь выступали два брата Ивановых – контрабасист Андрей и пианист Михаил, которые представили свою программу, получившую премию Правительства Москвы. В ней прозвучали и авторские композиции, и обработки народных песен. Стиль, в котором играют музыканты, – симфоджаз (англ. symphonic jazz — симфонический джаз – прим. авт.). Название было введено Полом Уайтменом, в репертуар оркестра которого в 1920-е годы входили джазовые композиции, исполненные симфоническим оркестром. В Воронеже музыканты показали удивительные краски инструментов. Михаил Иванов умудрялся играть на струнах, чуть ли не залезая внутрь рояля. Видели бы вы любопытный взгляд (на огромном экране) Юрия Андросова, следившего за необычными манипуляциями! А в авторской композиции Андрея Иванова «Фиеста» контрабас в его руках просто заворожил зрителей: они были единым целым! Русская «Барыня» «раскачала» зал: публика помогала, отбивая ритм. Концерт завершила классическая джазовая композиция «Караван» в оригинальном исполнении гостей и солистов оркестра – своеобразный джем-сейшн зрелости и молодости. И это символично.
Ребенок вырос!
Итак, можно уверенно констатировать: «малыш» вырос! Руководители оркестра, как дальновидные родители, сразу задали высокую планку коллективу, поэтому в свои 10 лет он желанный гость на самых престижных фестивалях, концертах, гастрольных площадках. Юбилейный гала-концерт показал широкие возможности оркестра, блестяще исполнившего и классические, и авангардные музыкальные номера. Для молодых музыкантов важно чувствовать себя востребованными, но где грань между стилем и всеядностью? Ведь так можно и заблудиться на перекрестке стилей. Чтобы быть современным, надо не бояться экспериментов, но и не стоит забывать о своих «генетических» классических корнях. В них, на мой взгляд, и заключается неоспоримое достоинство Молодежного симфонического!
фото — Константин Добровицкий