В Воронеже уже в девятый раз прошёл фестиваль молодёжного короткометражного кино «Новый горизонт». Основной лейтмотив этого события — творческая юность в её лучших проявлениях.
Об организации
Кинофестиваль за 9 лет своего существования приобрёл значительный масштаб. Для начинающих авторов это шанс перейти на новый уровень: показать свою работу на большом экране, найти своего зрителя, получить оценку из уст компетентного жюри и встретиться на мастер-классах с профессионалами. А для зрителя — ещё один повод гордиться Воронежем, где так неожиданно возник и вырос подобный проект.
Всю неделю с 13 по 17 апреля в книжном клубе «Петровский» шли мастер-классы: как снимать кино и писать для него музыку, для кого и для чего вообще для кого всё это нужно, а воронежская студия Wizart Animation раскрыла секреты производства нашумевшей «Снежной королевы». По вечерам в кинотеатре «Спартак» шли показы программ короткого метра. И кульминация — награждение победителей.
О мастер-классах
Если большинство фильмов можно посмотреть не только в дни показов, но и в Интернете, то мастер-классы — товар эксклюзивный.
Для кого и для чего снимать короткий метр
Начинающий продюсер Ярослав Жалнин уже выступил продюсером двух короткометражек, одна из которых («Триста») попала в программу «Нового горизонта» и взяла приз зрительских симпатий. Если закрыть глаза на эгоцентризм ведущего и пропустить байки о его студенческой жизни, то суть его выступления сводилась к следующим тезисам:
«Деньги для первого своего фильма я собрал с помощью краудфандинга. Достаточно порталов, где вы можете рассказать о своей идее, а пользователи смогут пожертвовать деньги. Это хороший способ проверить фильм. Люди не станут платить за то, что им не нравится».
«Когда хочешь снять кино, в первую очередь подумай, для чего ты это делаешь? Кино делается для того, чтобы зритель его смотрел. Об этом очень часто забывают. На первом своем фильме я тоже опомнился: «Так, стоп, это же надо кому-то показывать!» Недавно я был в детском кинолагере в Казани. Там они снимали короткометражные фильмы. И каждый фильм очень «эпичный», там страшнейшая музыка на свете, сюжеты о привидениях, загробной жизни, как кто-то умер и восстал, или герой остался один в мире. Я спросил: «Вас что, так это тревожит? Вы скорее хотите попасть в загробную жизнь и команду единомышленников набрать? Вы не влюбляетесь, не дружите, не ссоритесь друг с другом? Не думаете всю ночь о том, что вы кого-то обидели или глупо выглядели?» Ведь гораздо интереснее смотреть о том, что случается между нами. Это потом уже можно снимать про небеса и призраков. Фильмы об отношениях гораздо сильнее меняют сознание. И когда детишки начали снимать кино про самих себя, прогресс пошел».
«Для показа фильма на широком экране требуется специальное прокатное удостоверение, чтобы понимать: Минкульт знает о вашем фильме и ничего страшного в нем не нашёл. Наш фильм смотрела бабушка в комнатке с большим экраном и громким звуком. У нас были и сцены курения, и обнажённая женская грудь в кадре. Однако право на прокат мы получили. Если вы придёте в кинотеатр со своим фильмом и удостоверением, никто у вас его, конечно, не возьмёт. Мы в своё время объединились с другими молодыми командами и сделали полуторачасовую подборку из новых короткометражек. Можно отправить фильм на фестивали. Даже небольшие».
Если вы решили снять кино, но не знаете как — вот вам советы Алексея Боченина (режиссёр упомянутой короткометражки «Триста»)
«Я закончил ВГИК в 2008 году, решил не выпендриваться и пошёл вторым режиссёром в кино набираться опыта. Из актёрской работы я уже точно знал, каким режиссер не должен быть. Я встречал людей со схожими взглядами, и как-то мы кучковались — так я нашёл оператора, художника и начал снимать клипы. Недавно снял «Триста». Делали его от души и именно так, как хотели. Собрали команду. Оператором у меня был актёр, закончивший Щепку и работавший в Болливуде. Это к вопросу, как я отношусь к дилетантам. Я работаю с дилетантами. Не всегда образование является залогом успеха. У меня нет режиссёрского образования, но я работаю режиссёром».
«Кино должно быть для зрителя. Конечно, ты вытаскиваешь какие-то вещи, которые тебя волнуют, которые тебе интересны. И они найдут отклик у зрителя. Но надо идти к этому постепенно. Сначала научись работать для зрителя на коротком метре. Каждый мой клип — это маленькая история, короткометражка. Самое главное, с чего начинается кино, это идея».
«Важно понимать бюджет. Свой первый клип я снял за 50 тысяч рублей и не брал режиссёрский гонорар. Потом в ход пошло сарафанное радио, и у меня появились заказы. Очень важный человек в команде — администратор, или продюсер, или директор. Это человек, который освобождает режиссёра от всего, что не касается творчества. К появлению на площадке режиссёра, оператора и художника всё должно быть готово».
«Есть такое понятие, как раскадровка. Вы определяете, из каких точек будете снимать в каждой конкретной локации. Это нужно проработать с оператором заранее. Тайминг — календарно-постановочный план. Составьте план и жёстко придерживайтесь его, продумайте всё до мелочей. Проговорите весь сценарий, проиграйте его сами и засекайте время. Помните, что трюки, дети и животные — это сложные съёмки, на которые требуется в 2–3 раза больше времени».
«В работе с актёрами помните только одно — вам нужен герой. Однажды мне предложили взять в фильм актёра, который очень хочет сниматься в кино, и у него есть деньги, чтобы заплатить, если его возьмут на роль. А нашей команде тогда деньги очень были нужны. На репетиции я вижу: не зря он нигде не снимается. Естественно, я не стал с ним работать. Уже в процессе съёмок задача режиссёра — добить актера, чтобы он хорошо играл, чтобы была химия. Можно и даже нужно провоцировать его на эмоции. Однажды я поскандалил с актрисой только потому, что мне нужны были её слёзы в кадре — и её героиня искренне плакала из-за размолвки с любимым. В данном случае цель оправдывает средства».
О победителях
В этом году на «Новый Горизонт» пришло 316 фильмов из 51 города России и 18 стран. Среди участников были молодые режиссёры из Франции, Германии, Великобритании, Испании, Колумбии, Израиля, Сербии и других стран. Отборочная комиссия определила 36 фильмов, которые прошли в шорт-лист. На закрытии кинофорума почётные гости и члены жюри фестиваля назвали победителей в 11 номинациях. Помимо традиционных цветов и дипломов победители получили статуэтки, напечатанные на первом промышленном 3d-принтере.
Гран-при и премия за лучшую режиссёрскую работу
Алексей Беляков с картиной «Бритва» по рассказу Набокова
Лучший патриотический фильм
«Доктор» Анны Гороян
Лучший комедийный фильм
«Моряк» Дмитрия Волошина
Лучший музыкальный клип
видеопоэзия Семёна Трохова на стихи Родиона Прилепина.
Диплом имени Сталя Пензина
«1 июля» Глеба Кузнецова
Лучший анимационный фильм
«Шум мира» Коко Риобоо (Испания)
Приз зрительских симпатий
«Триста» Алексея Боченина
Спецдиплом от ректоров
воронежских вузов
Илья Аксёнов и его «Общество анонимных оптимистов»
Лучший сценарий
Мария Шульгина («Каждый первый»)
Лучшая работа художника
Анастасия Соколова («Жирафа»)
Лучшая операторская работа
«Масоны» Дарьи Власовой
Вне конкурса показали фильм «Шрёдер» — хороший подарок зрителям напоследок. С одной стороны, это фильм о нашем восприятии современного искусства. Если копнуть глубже — то это история о нашем дилетантизме и о том, что каждый готов судить о вещах, в которых ничего не смыслит, будь то произведение искусства или спасение мира.
В заключение
Хочется отметить, что весь фест прошёл на молодежной волне. Ведущие мастер-классов говорили с аудиторией на одном языке, что здорово облегчило коммуникацию и создало неформальную атмосферу. Неплохо сработали ребята из оргкомитета и волонтеры.
Фестиваль «Новый горизонт» — некоммерческий проект, то есть организаторы на нём ничего не зарабатывают. Они просто хотят, чтобы молодёжные проекты существовали и развивались. Евгений Лебедь, руководитель проекта, потратил 12?408 часов на «Новый горизонт — 2015». А сейчас неутомимый Молодёжный центр уже объявляет о старте Молгорода. Вот вам и молодёжная политика в действии.
Справка
Организаторами фестиваля выступают Молодежное правительство Воронежской области, Областной молодежный центр и Центр молодежных инициатив Воронежского ГАСУ. Кроме того, фестиваль получил поддержку департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области. Ежегодную поддержку оказывает Гражданское собрание «Лидер».