Трудно поспорить с тем, что в настоящее время связь между Воронежем и Москвой укрепляется. Примеров достаточно. Большой Фестиваль Мультфильмов (проект, который вот уже три года подряд приезжает из столицы в Воронеж), участие московских художников, в том числе Зураба Церетели, в прошлогоднем острогожском осеннем пленэре, работа московского художника Юрия Купера над художественной концепцией Зимнего театра и успешное ее воплощение, недавнее масштабное исследование городского пространства силами столичных экспертов…
И вот теперь – новая инициатива. 1 сентября в областном Доме искусств в московских Кузьминках состоялось сразу два события. Открылась выставка работ воронежских художников «В стране березового ситца» по итогам пленэра в селе Константиново Рязанской области. А вечером прошел спектакль «Хулиган. Исповедь» – первый в сезоне московского Губернского драматического театра.
И то, и другое – этапы большого московско-воронежского проекта «Месяц Есенина». Кроме того, оба события прошли под одной крышей дома искусств, и это неслучайно. По задумке тех, кто работал над «Месяцем», зрители, выходя из зала после спектакля, будут вновь попадать в мир Сергея Есенина, воссозданный на этот раз уже на живописных полотнах. Справедливости ради стоит заметить – и постановка, и экспозиция были очень тепло приняты публикой.
Столь неожиданная инициатива имеет свою историю. Началось все с того, что примерно семь лет назад двое создателей нынешнего проекта: воронежский меценат Владимир Бубнов и художественный руководитель дома искусств и Губернского театра, актер Сергей Безруков, установили памятник Есенину в Воронеже. Затем, по их же инициативе, на улице Карла Маркса открылся народный музей поэта.
Правда, тогда же не обошлось без скептического, но все-таки вполне справедливого вопроса – что, дескать, Есенина в Воронеже так много? Мало того, что появился памятник, так еще и второй музей, хотя поэт никогда в наш город не приезжал!
– А памятники Пушкину там, где его никогда не было? – парирует Сергей Безруков. – Для того, чтобы отметить: «здесь жил тот или иной великий человек», вешают таблички на домах. А памятники ставят в знак любви, уважения. Мне кажется, все символично. Есенин – это человек губернии. Рязанская губерния. Воронежская губерния… Ведь там жили провинциалы, которым столько пришлось пройти, преодолеть, чтобы пробиться. Зато сколько великих людей, гениев оттуда! И памятник ведь прижился, стал достопримечательностью города, горожане полюбили его, а это говорит само за себя. И я думаю, что Никитин, Кольцов, Платонов, тот же Пушкин не будут против, не обидятся, если по соседству с ними появится поэт Сергей Есенин.
А сейчас – новый проект, выставка «В стране березового ситца». Его создатель Владимир Бубнов получил поддержку на уровне правительства Воронежской области. Разумеется, не остался в стороне и Сергей Безруков: «Когда я узнал, что Володя создает проект «Есенинского пленера», то от лица министерства культуры пригласил дружественную воронежскую губернию к нам, в губернию московскую, – говорит артист. – Замечательно, что он привез воронежских художников на родину Сергея Александровича, в Константиново. Ведь есенинские места уникальны. Есть удивительное ощущение того самого раздолья, там оно особенное, и чтобы написать есенинскую природу, вначале надо было ее увидеть. Художникам удалось поймать и передать это, поэтому работы получились прекрасные.
При этом выставка, куда вошло более 60 работ воронежских художников – Ивана Александрова, Сергея Гулевского, Светланы Зиненко, Александра Золотых, Александра Лаврова, Андрея Лосева, Евгения Щеглова и других, а также открытие нового театрального сезона – только начало проекта «Месяц Есенина».
Но дальше – больше. Выставка продлится до 3 октября. В этот же день, день рождения поэта, пройдет концерт в Кремле. А 6 октября спектакль «Хулиган. Исповедь» сыграют на сцене Воронежского театра оперы и балета.
Так что теперь в условный перечень совместных проектов Воронежа и Москвы можно включить и инициативы, связанные с Есениным. Как уже выяснилось, «Месяц» – не первый проект творческого союза Владимира Бубнова и Сергея Безрукова. И, скорее всего, не последний.
Но каждая из этих попыток сотрудничества (зачастую вполне успешных) осуществляется небольшой группой людей, а то и отдельными энтузиастами. В лучшем случае, к ним позже присоединяются единомышленники. В худшем – их ругают и обвиняют во всех смертных грехах.
Как это изменить, точно сказать трудно. Но то, что подобные проекты появляются, и многие из них остаются и живут, показывает, что город уже вполне готов к общению и дружбе, сотрудничеству не только со столицей, но и другими городами – как российскими, так и зарубежными. Готов взаимодействовать, обмениваться идеями, учиться – в общем, делать все то, что укладывается в одно приятное слово – развитие.
Анна Привалова