«Девушка в цвету» Татьяны Толстой, «Краткая история Англии» члена Королевского литературного общества и «Светила» от самого юного лауреата Букеровской премии.
Татьяна Толстая «Девушка в цвету»
Издательство «АСТ»
«Запомнится только пустота и краткость, и приглушённый свет, и драгоценное безделье, и милая вялость, и сладкая зевота, и спутанные мысли, и глубокий ранний сон. Лишний, пустой, чудный день, короткая палочка среди трёх с половиной сотен длинных, незаметно подсунутый нам, расчётливым, нам, ищущим смысла, объяснений, оправданий. День без числа, вне людского счета, день просто так, — Благодать».
Издательство «АСТ» порадовало верных читателей Татьяны Толстой новым сборником её эссе. В него вошли как новые тексты, так и уже публиковавшиеся автобиографические рассказы: о молодости и семье, о путешествиях во Францию и жизни в Америке, а также эссе о литературе, кино, искусстве.
Не стоит ждать множества новых текстов – по факту они составляют лишь третью часть книги, а некоторые рассказы будут знакомы, например, читателям фейсбука Татьяны Никитичны, однако от этого книга ничуть не теряет очарования. Возможно, даже наоборот: знакомые тексты приобретают новые оттенки и вызывают какое-то чувство, отдаленно напоминающее ностальгию.
«Девушка в цвету» — очень осенняя книга. Временами немного грустная, но при этом светлая, тёплая и удивительно обволакивающая. Настолько, насколько умеет только Толстая.
«Краткая история Англии» Саймон Дженкинс
Издательство «Колибри»
«Для некоторых история — это цепь случайностей, другие считают, что историю делают герои и злодеи, третьи сводят её к географии, экономике и даже антропологии. Историю нации можно рассказывать по-разному… Я рассматриваю историю как нечто большее, чем простая цепочка событий».
Литературный мир часто рукоплещет новым мастерам слова, пишущим очередные гениальные романы или пронзительные рассказы. Однако при этом нередко забывает про редких авторов, которым удается написать нехудожественную книгу настолько захватывающе, что она читается не сложнее гениальных романов. Недавний пример такого таланта — сэр Саймон Дженкинс, член Королевского литературного общества, автор «Краткой истории Англии».
Дженкинс, журналист и автор нашумевших книг по истории и архитектуре, написал её с такой любовью, что история Англии, «окутанной для нас дымкой приключенческих романов и исторических фильмов», воспринимается как захватывающий роман. Автор, балансируя на тонкой грани между избирательностью и исторической точностью, создает увлекательное повествование о державе, некогда владевшей огромными территориями, пережившей множество потрясений и расколов, революцию и две мировые войны и оставшейся при этом сильной и процветающей.
«Светила» Элеонор Каттон
Издательство «Иностранка»
«После того как Шепард ушел, Нильссен ещё долго сидел в своем офисе. В груди его зрели семена сомнения. Он чувствовал, что упустил какое-то связующее звено, — как если бы нашел в старой жилетке, в кармане для часов, завязанный узлом и скомканный носовой платок и, хоть убей, никак не мог вспомнить, что именно этот узел должен подсказать ему: что за поручение, что за обязанность, и где он вообще находился, когда завязал уголки и спрятал платок у самого сердца».
Недавно на русский язык перевели роман писательницы, ставшей в 2013 году самым юным лауреатом Букеровской премии за всю историю. Восемьсот страниц книги заслужили множество хвалебных отзывов от крупнейших изданий со всего мира, обложка привлекает внимание с первого взгляда, а название интригует. Однако отзывы русскоязычных читателей крайне противоречивы.
«Светила» — роман с весьма необычной и точно выверенной архитектурой. Каждый персонаж здесь ассоциирован с одним из зодиакальных созвездий или планетой, а события вращаются вокруг убитого при загадочных обстоятельствах героя — «Земли». Действие происходит в Новой Зеландии времен Золотой лихорадки середины XIX века. Персонажи книги перемещаются согласно движению созвездий, объём глав четко ограничен, а роман в целом удачно притворяется викторианским. Впечатление действительно может остаться неопределенное, но читать однозначно интересно. Осталось дождаться других произведений Элеонор Каттон, чтобы убедиться, не переоценили ли её критики.