Летучие рыбки из крекеров, африканский мальчик, наколдовавший себе зиму, голова-гора и буква «р», которая когда-то была рапирой. Эти и многие другие невероятные образы, персонажи и сюжеты сложены в волшебную корзину под названием «Большой Фестиваль Мультфильмов». С 27 февраля по 2 марта событие пройдет в кинотеатре «Спартак» уже в четвертый раз, и ценитель мультипликации сможет найти здесь настоящие сокровища, как то: дипломные мультфильмы финских студентов, сюрреалистические работы японского режиссера или же подборку новейших работ-победителей мировых фестивалей.
Победители и дети
Ежегодно важной частью программы БФМ становится блок «Победители», в котором показывают работы режиссеров, получивших награды крупнейших мировых анимационных конкурсов. Другой вектор фестиваля – детские программы, состоящие из лучших российских мультфильмов за последнее десятилетие. Эти два блока можно считать полнейшей противоположностью друг друга. Программа «Победители» обозначена меткой 14+ и часто поднимает отнюдь не детские вопросы. 48-летняя Хлоя сдает экзамен по вождению – уже в девятый раз. Медбрат Симон лечит раненых солдат женскими любовными письмами. Дружба Кролика и Оленя подвергается серьезному испытанию из-за нового увлечения Оленя, который пытается найти формулу трехмерного измерения. Разными способами авторы пытаются по-новому взглянуть не только на окружающий, но и на внутренний мир человека (а также, конечно, Кролика и Оленя).
Но не менее важную часть фестиваля занимают детские подборки мультфильмов. Например, в сборник «Снежинка», рассчитанный на самых маленьких зрителей, вошли новые фильмы совсем молодых режиссеров: «Перелетная» (о курочке, которая мечтала летать), «Крот на море» (о кроте, впервые увидевшем море), и, конечно, «Снежинка», получившая уже множество международных наград (об африканском мальчике, наколдовавшем себе зиму). Кстати, с автором «Перелетной» Верой Мякишевой у воронежцев будет возможность встретиться лично – она проведет мастер-класс по созданию мультфильмов. Другие работы имеют еще и обучающий характер: в программе «Моя мама – самолет» (она представлена в блоке «Премьеры») есть «Пластилиновая азбука» от режиссера Сергея Меринова и несколько коротких мультиков на тему алфавита: «Когда Е была елью» и «Когда З была завитушкой» из еще одного цикла «Азбука».
Суббота, 1 марта, 10:00 – «Детская программа «Снежинка».
Суббота, 1 марта, 14:30 – «Премьеры: программа «Моя мама – самолет».
Суббота, 1 марта, 19:00 – «Победители: программа «Женские письма».
Воскресенье, 2 марта, 19:00 – «Победители: программа «Рыба из лапши».
Клипы
Клипы в программе БФМ попадаются нечасто, но в этом году их можно будет увидеть целых пять: выполненных в разных техниках с применением совершенно неожиданных приемов. Так, например, ролик «Хавай меня, хавай» по старой песне Бориса Гребенщикова снят Дмитрием Высоцким с использованием вещей и фотографий. Нина Бисярина (клип «Любящие глаза» для группы «Сансара») рисовала на футболках. «Гость на коне» по песне Леонида Федорова на стихи Введенского создан режиссером Сашей Свирским и нарисован почти в абстрактном стиле. Кроме того, на БФМ покажут «сыпучий» клип на песню Алины Орловой «Америка» и снятый в сложной комбинированной технике с участием Чулпан Хаматовой и Алексея Кортнева ролик «Суета сует» на песню «Несчастного случая». А в клипе группы СБПЧ «Надо подумать» режиссер Феликс Данкевич взял за основу старинную итальянскую технику мозаики.
Четверг, 27 февраля, 19:00 – «Премьеры: программа «Суета сует».
Суббота, 1 марта, 16:00 – «Школы: программа «Поехали!» Молодая российская анимация».
Воскресенье, 2 марта, 16:00 – «Премьеры: программа «Маленький пруд и длинный мост».
«Пиноккио»
Иногда люди, посетившие БФМ, удивляются тому, что они там видят. Вместо ожидаемых детских, легких и красочных мультфильмов они сталкиваются с подборкой остросоциальных, иногда шокирующих, ориентированных на взрослых людей работ. Многие просто забывают, что мультипликация давно перестала быть детским жанром, а БФМ ставит перед собой цель знакомить зрителя с авторской анимацией совершенно разных видов. Но единственная полнометражная картина этого года «Пиноккио» как раз не относится к мрачным работам. Наоборот, если в воскресный день вы хотите посмотреть хороший семейный мультфильм, то это то, что вам нужно. Тем более, что он имеет впечатляющую историю создания.
Итальянский режиссер Энцо Д’Ало работал над «Пиноккио» более 10 лет. Он называет мультфильм «самым сложным, трудоемким, экспериментальным и коварным фильмом из всех, которые он когда-либо делал». Над картиной трудились 300 художников, и результат получился необыкновенно красочным. Да, про Пиноккио снято много фильмов, но, по мнению Д’Ало, все они слишком отступают от оригинального текста известной книги Коллоди. Поэтому сам он сделал практически буквальное переложение сказочной истории. Это аргумент для тех, кто хочет показать своему ребенку сказку, не искаженную режиссерским видением.
Воскресенье, 2 марта, 11:30 – Полнометражный фильм «Пиноккио».
Черный юмор и социальные проблемы
Давно замечено, что самые дерзкие и неожиданные некоммерческие анимационные проекты создаются студентами. Именно поэтому год от года БФМ знакомит зрителей с тенденциями школ мультипликации разных стран. В этот раз воронежцы увидят сборник свежих работ выпускников ВГИКа и Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, а также – дипломные работы за последние 10 лет студентов финской Академии искусств Турку. Отличают финскую анимацию парадоксальность образов и неожиданный, чаще всего черный, юмор. Еще одна подборка «Школ» – творчество выпускников факультета киноискусства Академии «Бецалель», которых считают «белой костью», восхищаясь изобретательностью и дизайном их картин. Ретроспектива даст зрителям возможность оценить фильмы с острыми социальными поворотами, характерными для израильских мульт-режиссеров.
Суббота, 1 марта, 13:00 – «Школы: Студенты Академии «Бецалель»: эстеты, насмешники, леваки».
Суббота, 1 марта, 16:00 – «Школы: Программа «Поехали!». Молодая российская анимация».
Воскресенье, 2 марта, 13:00 – «Школы: Студенты Академии искусств Турку: парадоксы и черный юмор».
Япония и Швейцария
Еще две страны, представленные на БФМ в этом году. Японца Коджи Ямамуру соотечественники считают европейским режиссером. Европейцы же напротив воспринимают стиль работы и мышление Ямамуры сугубо восточными. Наполненные сюрреалистическими образами, его картины исследуют странные механизмы бытия: взор зрителя автор направляет к непредсказуемому, сумбурному хаосу, который скрывается под привычной тканью мира. А о швейцарской мультипликации активно заговорили несколько лет назад, когда вдруг по международным конкурсам пронеслась волна интересных мультфильмов родом из этой страны. Что это за работы – можно увидеть на фестивале.
Четверг, 27 февраля, 21:00 – «Страна: Швейцарская анимация, программа «Капитан Ху».
Пятница, 28 февраля, 19:00 . «Имена: Коджи Ямамура (Япония). «Голова-гора».
Мастер-классы
Каждый год БФМ привозит в Воронеж известного мультипликатора, который проводит здесь мастер-класс. Так в нашем городе уже побывали режиссеры Лиза Скворцова, Наталья Березовая и Иван Максимов. В этот раз специальным гостем фестиваля станет Мария Муат – режиссер советской и современной кукольной анимации, автор мультфильмов «Дядюшка Ау в городе», «Шалтай-Болтай» и «Влюбчивая ворона». На встрече можно будет посмотреть подборку лучших работ Муат, увидеть куклы из ее мультфильмов и узнать принципы создания картин этого жанра.
Нововведение этого года – открытие в дни фестиваля анимационных «Мастерских», где в течение двух дней будут работать молодые режиссеры Вера Мякишева и Анна Шепилова. Взрослые и дети научатся создавать фильмы в трех разных техниках анимации – песочной, рисованной и ожившей живописи. Занятия будут разделены на отдельные сессии, записываться на которые нужно заранее.
1 марта, 18:00, Книжный клуб «Петровский» – встреча с Марией Муат.
1 марта в 12:30 – 14:00 и в 16:00 – 17:30 и 2 марта в 13:00 – 14:30, 15:30 – 17:00, Книжный клуб «Петровский» – мастер-классы Веры Мякишевой и Анны Шепиловой.
Евгения Глуховцева