Клоуны не плачут. В Воронеже выступил Алексей Миронов

0

Про него постоянно говорят: уникальный, самый смешной и трогательный клоун планеты. Ему аплодировала и Северная Америка, где артист в составе Cirque du Soleil показал более тысячи спектаклей, и практически вся Европа. Удивительного клоуна знают во Франции, Испании, Италии, Бельгии, Голландии… Теперь познакомились с ним и его творчеством и наши соотечественники, которые после феерического выступления с явной неохотой отпустили талантливого земляка. Не расходились, стояли, надеялись на продолжение. Его новая программа «Бон Вояж» произвела настоящий фурор во многих странах, поражая бесхитростным юмором и оригинальным исполнением. О своем становлении, создании стиля выступления и роли клоуна в современном мире Алексей Миронов рассказал «Времени Культуры».

Weather-man-1

 

От Краснодара до Монреаля

«Как я понял, что хочу быть клоуном? Не знаю. Это было провидение, пришедшее вопреки всему. В 1989 году я решил поступать в цирковое училище и поставил родителей перед фактом. Представьте: перестройка, страна рушится, люди уже начали стрелять, а я хочу быть клоуном! Отец спорить не стал. Он сам человек талантливый: каждый день после работы по часу сидел за пианино, играл и пел для себя. Мне отец дал большую творческую свободу, но всегда предупреждал: раз ты это выбрал, делай, то я спрошу с тебя по полной программе!»

Сегодня Алексей Миронов – артист, очаровавший полмира и создавший собственный незаурядный стиль, который является идеальным синтезом пантомимы, клоунады и современного театра. Он был удостоен специального приза Министерства культуры на фестивале монодрамы и пантомимы в Белграде. Миронова обожают, о нем пишут, говорят, благодаря ему взрослые и дети хохочут до слез.

В 1991 году Алексей участвовал в Международном фестивале клоунов в Москве, а после этого до 1996 года работал в группе лучших на тот момент российских мастеров этого жанра «Микос». Дальше судьба привела его в Cirque du Soleil, где он выступал с программой «Quidam». Предложение стать частью такого известного коллектива поступило спонтанно. С представителем цирка артист познакомился в Гамбурге. И сразу же – гастроли за границей, контракт, билеты… Эту, как и другие истории из своей жизни, Миронов рассказывает полушутя. Якобы какой контракт – меня бабушка в Краснодаре ждала. А в Монреале перед ним открылись белоснежное, красивое шапито и перспектива выступать с собственной программой.

Сейчас работа в Cirque du Soleil уже в прошлом. Алексей Миронов всегда стремился выступать сольно: это необходимость для творческого роста. Работа в коллективе воспринималась как некая рутина, да и подходит она до определенного возраста. Для клоуна смена обстановки и импровизация – вещи первостепенные, ему тяжело находиться в регламенте, существующим в труппе. Нужна жизнь, воздух, обширное пространство.

 

Куда уходят клоуны…

Природа клоунады куда глубже, чем это кажется на первый взгляд. А как жанр циркового искусства, вероятно, он самый сложный, потому что требует целого спектра способностей.

«Расскажу анекдот. Сидят двое в цирке. Один спрашивает: «Как ты думаешь, сколько получает дрессировщик?». Второй: «Ну, тысяч пять». «А сколько акробаты?». «О, эти тысяч десять. Опасно у них, вдруг еще сорвутся». В этот момент на манеже появляется клоун. «Так, а этот?» – «Ты что, какие деньги? Их просто покормят, а дальше они сами дурачатся» Но это штука, одна сторона медали. Цирковой клоун должен владеть многими жанрами, должен уметь: жонглировать, использовать элементы акробатических номеров, быть актером».

В современном мире восприятие клоунады существенно изменились. Случилось так, что из носителя сакрального клоун вдруг стал чем-то плоским и нарицательным. Нередко так называют политиков, заурядных артистов да и всех тех, кому свойственна нелепость. Слово «клоун» приобрело оттенок чего-то поверхностного и глупого и все реже соединяется в восприятии людей с искусством и тяжелым трудом артиста.

Поэтому и разговоры о месте такого исполнителя в сегодняшней юмористической культуре вряд ли приведут к рождению истины. Увы, места у клоуна сейчас нет никакого. Но не стоит драматично заявлять, что жанр исчез. Скажем иначе: он затаился. Сейчас на смену ему пришли вербальные формы, например, стенд-ап, но рано или поздно люди насытятся этим и захотят увидеть настоящего артиста.

«Чтобы жанр возродился и сформировался, надо выстроить и сам социум. Вот в далекие времена… Попасть на выпускной спектакль циркового училища в 60-м году было невозможно. Событие было сродни кремлевской елке. А обучение! Преподавали актерское мастерство корифеи МХАТа. Из Большого театра мастера обучали студентов хореографии. Представьте, какое мощное было училище! Сейчас иное положение вещей. Вышло так, что клоун оказался вытесненным из сознания человека банально по той причине, что над его творчеством надо думать, а людям предложили более простые формы жизни. В определенной степени мы вернулись к состоянию «хлеба и зрелищ». Кто знает, может, после этого произойдет новый сдвиг сознания и вновь придет Золотой век, Серебряный…»

Алексей Миронов считает, что клоун – это чудо, явление, а не система и метод. Интересно, что сакральная основа клоунады вовсе не подразумевает архисложные подтексты. Наш герой имеет в запасе немало историй о том, как тяжело усваивается этот факт.

«В Белграде давно существует фестиваль монодрамы и пантомимы, куда съезжаются абсолютно разные коллективы. Был там и Леонид Мозговой со своим преставлением. В его спектакле умирали, обливались краской – в общем, создали зрелище, имеющее серьезную социальную направленность. И сразу после такого на сцене появляюсь я. И люди обманулись. После серьезности увиденного они начали усматривать глубочайший смысл в моих действиях, даже нашли отсыл к «Шинели». А подтекста-то нет! Я – просто забавный человек, который дает людям ощущение радости. Да и вообще я к жизни отношусь с юмором. Не то, чтобы пускаю фонтан шуток и юморесок, но темное восприятие мира мне не свойственно. Есть стереотип, что в жизни клоуны – люди грустные. Может, это помогает создать романтический ореол, сделать артиста каким-то загадочным. Приходят люди в цирк, видят клоуна и после представления начинают фантазировать, какой он в жизни. Что делает прямо сейчас? Наверное, плачет в своем вагончике от одиночества да яичницу жарит».

 

Хирурги, хиппи, недотепы

О жизни и мировосприятии Алексея Миронова нам остается только догадываться да верить на слово. Что касается его сценической роли, российские зрители (правда, пока что только воронежские) смогли увидеть ее во всей искренности и полноте. Если подойти к оценке содержания реприз Миронова со всей строгостью, то можно сказать о некоторой предсказуемости действий. Вот мы увидели хирурга, который подкорректировал анатомию своего подопечного самым циничным образом, то пришивая что-то, то убирая, а после, худо-бедно разобравшись с человеческим внутренним миром, позабыл в нем свои часы. Вот изображает неудачника, вот – хиппи, который, ясное дело, в состоянии наркотического небытия. Тем менее люди плачут от смеха, потому что дело больше не в смысловом наполнении, а в технике артиста. Магия и невероятное мастерство заключены в пластике Миронова, в его поистине волшебных руках. Самое сложное – это сыграть то, что является мимолетным, уже привычным для человеческого глаза: как двигаются пальцы, когда надевается перчатка, как закрывается кран или снимается с крючка полотенце. Реквизита минимум: с ловкими руками Миронова-чародея достаточно и пустой сцены, чтобы увидеть все необходимое.

К тому же, артист мастерски соблюдает ту грань, которая в юморе и в частности в искусстве клоунады очень призрачна и не каждому подвластна: не превратить искрометное в пошлое. Ведь клоун, по сути, работает с двояким материалом, испортить который можно одним лишь неверным жестом или взглядом: извлекает предметы из недр безразмерных штанов, изображает нарочитую сексуальность, опьянение, спотыкающихся недотеп. Тут шаг влево, шаг вправо… Не расстрел, конечно, но зрительское разочарование обеспечено.

«Чем уникален мой стиль, не мне решать. Это уже выносят для себя зрители. Одно могу сказать: я всегда знал, что не буду клоуном с большим носом и в клечатых ботинках и не стал им. Меня всегда привлекало, что создавал тот же Никулин. Это образ людей, которые слегка подшофе, но пытаются казаться серьезными. Для меня во всем важно мастерство актера. И я играю, как актер, оставаясь клоуном».

Известно, что многие клоуны добивались больших успехов в ролях трагического репертуара. Алексей Миронов хотел бы испытать свои силы в подобных постановках. Он, как любой профессионал своего дела, считает, что артист должен быть готов ко всему и всегда. Пока неизвестно, увидим ли мы нашего земляка в драматической роли, – это дело будущего. Главное, чтобы амплуа клоуна не оставило и посещало нас как можно чаще. Миронов может не сомневаться: здесь его полюбили от всей души и ждут.

А пока он улетел. Но обещал вернуться.

Екатерина Орлова

Об авторе

Оставить комментарий