Кинопроцесс пошел…

0

Я не сделаю открытия, если скажу, что у российского кинематографа существуют проблемы.

Результатом этих проблем является то, что отечественное кино не смотрят. Такой прискорбный факт. Я говорю не о телевизионных сериалах, по трансляции которых мы впереди планеты всей. Речь идет о художественных фильмах, которых в России выпускается около ста в год. Большую часть из них зритель никогда не увидит. Этот процесс идет годами: фильм снимается и на полку. Невостребованное производство.

В кинотеатрах показывают всего 6-7 наших картин, преимущественно блокбастеров. Причем фильмы не самые лучшие из мейнстрима, просто они обеспечены массированной рекламой. И составляют эти фильмы где-то 15% от общего проката, остальные 85% (цифра может колебаться) – любимый Голливуд. В любом случае наши кинотеатры уже потеряли думающего зрителя, который ходил когда-то в кино как на встречу с искусством.

В чем причина? То ли кино у нас снимают плохое, то ли зритель разучился смотреть качественные фильмы? Владельцам кинотеатров все равно, что показывать, они хотят получать деньги. Их не заставишь работать себе в убыток. Основные посетители кинотеатров (молодежь 13-18 лет) выбирают американские поделки. Другое кино они не знают, и знать не хотят.

Как себя позиционирует государство в связи с такой ситуацией? Отстраненно. Когда-то были у государства воспитательные задачи, то есть оно старалось учить уму-разуму молодежь, прививая патриотизм и веру в светлые идеалы. Сейчас – поддерживает развлекательное кино. По-видимому, стоит задача догнать и перегнать Америку. Хотя существуют и «проекты особой социальной значимости». Пример такого кино «Август. Восьмого» режиссера Джаника Файзиева. Государство не пожалело на него 250 миллионов рублей (в другом источнике прочитал, что 500 миллионов). Фильм о военных действиях в Южной Осетии три года назад. Жанр — приключенческий экшен. Заранее ясно, кто будут плохие, а кто хорошие. Премьера в 2012 году. Судя по тому, что Джаник Файзиев снял фильм «Адмирал», с историей он не очень дружит. В итоге, вероятнее всего будем иметь псевдопатриотизм плюс мелодраму – и все в сочетании с фантастикой. Еще раз хочу подчеркнуть – успешные продюссеры в нашей стране те, кто дружит с властью. Как, например, Федор Бондарчук и Илья Бачурин.

В 2010 году был создан Федеральный фонд поддержки отечественной кинематографии. В этом же году Фонд выделил 2 миллиарда рублей госсредств на поддержку восьми успешных продюссерских компаний. Газета «Коммерсантъ» по этому поводу написала: «Кинокомпании, не попавшие в счастливый список, уже назвали новую схему господдержки «коррупционным сговором», «распилом» и «искусственным назначением лидеров» отрасли».

Поскольку авторское кино в основном критикует нашу действительность, государство его не любит и уж тем более не желает помогать.

Казалось бы Союз кинематографистов должен стоять на защите отечественного кино, проявлять озабоченность по поводу перечисленных выше проблем, реагировать по крайней мере. Я уже не говорю, о принятии действенных мер. Но руководству не до этого. И не удивительно.

Новый Киносоюз возник как результат затяжного конфликта в Союзе кинематографистов. Разобраться в причинах раскола сложно. Наиболее явная – авторитарное правление Никиты Михалкова. Союз кинематографистов разделился на его сторонников и противников. И этот радикальный принцип разбивки включил в себя всё: творческие вопросы, финансовые, имущественные (здесь и некрасивая история с выселением Музея кино из комплекса зданий на Красной Пресне). Насколько конфликт в Союзе был серьезным можно судить по числу участников декабрьского съезда в 2008 году, выразивших недоверие Никите Михалкову и избравших новым председателем Марлена Хуциева. Свергнуть Михалкова с пьедестала не получилось. Решением суда съезд был признан нелигитимным. Большинство кинематографистов с этим смирилось. Наиболее непримиримые вышли из старого Союза и создали новый. Михалков строг: отщепенцы пенсионного возраста не получат никаких льгот. Разумеется, двери ведомственных поликлиник и пансионатов также будут закрыты.
Так получилось, что я вступил в новый Киносоюз и принимал участие в работе 1 съезда Киносоюза, который состоялся в июле этого года в Москве.

Кстати, на съезде Михалкова не вспоминали и ни в чем не обвиняли. Казалось, что участники даже рады, что отрешились от прежнего руководства. Иногда начинать с «нуля» лучше, чем ремонтировать старое здание. Власть отнеслась благожелательно к созданию нового Союза, недовольства не выразила. На съезде присутствовал Министр культуры Александр Авдеев. Поддержал и пожелал успехов. На задних рядах был замечен Сергей Толстиков, чиновник отвечающий за поддержку российского кинематографа. Посидел пару часов рядом с Андроном Кончаловским и тихо удалился. Андрон Кончаловский, хоть и брат Никиты Михалкова, на съезде нового Киносюза выступил, дал дельные советы.

Кстати, еще до начала съезда его участники провели конференцию «Развитие отечественной киноиндустрии как части национальной культуры». Чтобы двигаться вперед, Киносоюз поставил задачу проанализировать ситуацию, выслушать экспертов и определить план работы.

Обсуждение на съезде было конкретным. А выступающие – не последние люди в нашем кино. В Киносоюзе объединились: Эльдар Рязанов, Алексей Герман-старший, Андрей Смирнов, Александр Сокуров, Отар Иоселиани, Павел Лунгин, Николай Досталь, Александр Митта, Валерий Тодоровский, Александр Гельман, Рустам Ибрагимбеков, Виталий Манский, Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Иван Вырыпаев, Андрей Прошкин. И много других достойных имен.

Поднятые съездом темы: положение дел в российском кино, прокат, пиратство, неэффективное финансирование кино государством, сокращение поддержки авторского, детского и документального кино. Говорилось и о том, что будет происходить с обществом, если на экранах будут доминировать развлекательные жанры и как в таком случае быть с «формированием интеллекта нации».

В одном из докладов прозвучала фраза: «Хорошее кино не доходит до хорошего зрителя». Фраза простая по смыслу, но точно отражающая нашу реальность.

Сможет ли новое объединение кинематографистов повлиять на нынешние негативные тенденции? Как говорится, время покажет…

Игорь Сикора
 фото Юрия Феклистова

Об авторе

Автор газеты «Время культуры», руководитель культурно-образовательного центра «Иллюзион»

Оставить комментарий