Цирковые артисты ведут кочевой образ жизни: переезжают с места на место, выступают в разных городах и странах. Потом кто-то уезжает на родину, а кто-то уже и не возвращается назад. Так по воле судьбы в Воронеже остался итальянский цирковой артист Карло Фаччиоли.
Карло Джованни Фаччиоли (или Карл Иванович, как его стали называть в нашем городе) родился 25 декабря 1894года в Милане. Работал в цирке с детства. В дореволюционную Россию приехал в возрасте двадцати лет вместе с труппой Цаппа.
«Воронежские старожилы до сих пор помнят блестящий цирковой номер «Римские гладиаторы в кольцах Цаппа и Карло», в котором наших зрителей покорил антично сложенный красавец Карло Фаччиоли», – пишет П. Потокин в газете «Коммуна» за 1964 год. Что же могли увидеть перед собой воронежцы тогда? Известно, что номер «Римские гладиаторы» (или просто «Гладиаторы») возник в 80-х годах 19-го века и получил достаточно большое распространение. Обычно артисты выходили на манеж в металлических шлемах, накинутых на плечи тогах, порой даже в леопардовых и тигровых шкурах, в сандалиях с высокой ременной шнуровкой, завязанной крест-накрест. В руках они держали мечи или копья, щиты. Как правило, перед номером зрители могли увидеть короткую интермедию – сценки, изображавшие бой гладиаторов…. Такие номера сохранялись в программах отечественного цирка вплоть до 30-х годов ХХ века. Известно, что номер Цаппа и Фаччиоли состоял из акробатических пирамид и гимнастики на кольцах.
Помимо «гладиатора» Карло Фаччиоли был и каскадером, и дрессировщиком, и человеком «мотофозо», и клоуном-буфф. Стоит пояснить, что «мотофозо» – это номер, в котором артист изображает куклу, делает различные трюки («куклу» при этом обычно складывают, перегибают, роняют, а в финале она должна ожить). Что касается клоуна-буффа, то это актерское амплуа, уходящее корнями во времена древнегреческого театра, отличается тем, что артист выходит на манеж с комической сценкой как самостоятельным номером. Бутафория и действия такого клоуна резко утрированы.
В дальнейшем, во времена развития в стране физической культуры, Карло Фаччиоли стал преподавателем спорта и гимнастики в органах всеобуча, в рабочих и красноармейских клубах, преподавал акробатику в народно-театральной студии, был руководителем курсов инструкторов спорта губкома комсомола.
Позже Карл Иванович ушел в систему государственных цирков, он считался одним из его крупнейших мастеров. Воронежский журналист П. Потокин пишет, что Фаччиоли по заданию А. В. Луначарского принимал активное участие в подготовке молодых цирковых артистов и нередко с этой целью выезжал в самые отдаленные города Советского Союза. Знавшие Карла Ивановича люди отмечали, что он был талантливым педагогом.
С 1930 по 1941 годы он был ассистентом воронежской дрессировщицы Елены Робертовны Дуровой, которая после смерти своего знаменитого мужа Анатолия Дурова, стала женой Фаччиоли.
В период культа личности Сталина итальянский артист подвергся репрессиям. После войны Елена Робертовна вернулась в воронежский дом Дурова – она ждала возвращения своего мужа из лагеря. Но Фаччиоли не разрешили сразу поселиться в городе, и он жил под Воронежем, в одном из совхозов.
Здесь у него возникла мысль написать книгу, в которой были бы изложены методы дуровской дрессировки, которые использовала Елена Робертовна в годы совместных выступлений с Фаччиоли. Редактировал эту книгу его друг – Григорий Шукмин.
В одной из газет воронежской «Коммуны» есть перепечатки писем Шукмина, в которых он сообщал Елене Робертовне следующее: «Многоуважаемая Е.Р.! Простите за беспокойство, но, зная вас, зная Карла с 1918 года, удивляюсь, как только существуем еще. Карл живет в лесу, в избушке отшельником, иногда я прихожу к нему разделить его горькие часы. Живет он, питаясь капустой, но это не жизнь, а жалкое прозябание. В тот день, когда он пришел в совхоз, чтобы послать вам телеграмму с поздравлениями для вашего ангела, с ним случился припадок – не выдержало сердце гнетущей тоски в разлуке и одиночестве, по заявлению врачей наступила дистрофия организма. Положение его ухудшалось, и его слабого я доставил в лесную избушку, где он работал сторожем. Живя в двух километрах от совхоза, в лесу, я по старой дружбе посещаю его, но сам не могу ничем помочь, так как живу без работы, пишу ученые труды, от которых пока еще нет мне ни радости, ни помощи. А Карлу нужно усиленное питание, которого я ему дать не могу, ибо в Воронеже в войну у меня убили жену, разграбили имущество, и я тоже оказался одиноким, и нищим, и разграбленным. В довершение меня так же, как и Карла, сослали в эту трущобу, где только выть от печали и отчаяния, но не жить».
Позже Шукмин рассказывает о труде, который пишет со слов Фаччиоли. «Это будет ценный вклад в науку, – вдохновенно пишет он. – Вам, как представительнице старого поколения Дуровых, он даст возможность войти в цирковую литературу по-новому. Не исключена будет возможность с выходом книги назначения увеличенной вам пенсии. Гуманная дрессировка Дуровых с животными и птицами может повести к Сталинской премии».
Однако рукопись так и не была опубликована.
После реабилитации Фаччиоли снова стал работать тренером по гимнастике в одной из спортивных школ Воронежа.
Последние годы своей жизни Карл Иванович со своей женой провели в доме Дуровых, их часто навещали друзья. Краевед Николай Иванов оставил некоторые упоминания о Карле Фаччиоли и Елене Дуровой. Будучи у них в гостях, он обращает внимание на фотографию молодых Елены Робертовны и Карла Ивановича. Отмечает, что, несмотря на значительную разницу в их возрасте, они выглядят «молодыми, жизнерадостными и красивыми».
«Елена Робертовна и ее второй муж – Карло Фаччиолли – такие простые люди, приветливые, добродушные, гостеприимные, – пишет он в день своего посещения цирковых артистов. – Скромно они живут, вспоминая свое прекрасное прошлое, тесно связанное с памятью Анатолия Леонидовича Дурова, и глубоко переживают о состоянии дома и пропавшем музейном имуществе, что для них является наиболее тяжелой утратой».
Стоит отметить, что, выйдя на пенсию, Карло Фаччиоли приложил немало усилий для того, чтобы сохранить дом Анатолия Дурова. «Не щадя своих сил и здоровья, Карл Иванович пытается поддерживать некоторый порядок в саду и в доме, – пишет Поляков. – Сам оштукатурил стены, реставрировал бюст Анатолия Леонидовича, вытащил со дна реки чугунных львов, следит за садом, в котором весною буйно зацветает сирень. А полтора года назад он решил тряхнуть стариной, отремонтировал свой рыжий парик и выехал выступать на целинные земли».
Умер Фаччиоли 27 марта 1964года. Он и его жена похоронены на воронежском Коминтерновском кладбище.
Ольга Гуцу