В конце прошлого месяца в здании воронежского цирка было особенно много детского смеха. Нет, не красочное выступление воздушных гимнастов и не смешливая клоунада собрала там такое количество детворы. Просто завершил работу (очередной, кстати сказать, 18– по счету) конкурс детского художественного творчества – тематика которого на сей раз была достаточно увлекательной, но сложной – «История далекая и близкая». Дети, рисование для которых стало частью жизни, их папы, мамы, бабушки и дедушки, а также друзья и подружки, собрались на завершающий и волнующий этап – вручение призов.
Конкурс проводится по инициативе Управления культуры Администрации города Воронежа, творческое мероприятие благословил Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, были у конкурса учредители и спонсоры. После небольшого концерта, организованного силами детских коллективов города, на большом экране зрители увидели документальный фильм, рассказывающий о победителях и их работах. Несмотря на то, что тема конкурса была посвящена двухсотлетию Бородинского сражения, номинации, тем не менее, были самые различные, в том числе, и вполне современные.. И было большим откровением то, что практически все юные художники выбрали все же далекую историю, которая отнесла их воображение на два столетия назад.
Сотни замечательных работ были посвящены именно Бородинскому сражению. Картины были выполнены в разнообразных материалах: акварель, гуашь, масло, в технике батика и даже росписи на фаянсе. Прекрасным примером оригинального подхода к заданию может служить декоративное блюдо «Пожар Москвы 1812 года», выполненное Настей Попович из детской художественной школы (преподаватель Ю. Гулевская .).
И все же акварель, гуашь – оказались роднее, ближе для большего числа участников. В технике гуаши Анна Сватикова из ДХШ (преп. Л. Знаткова ) изобразила целую баталию Бородинского сражения и назвала ее «Трудный бой». Анна и стала победительницей и главным призером конкурса. Ее одноклассница Арина Савчук назвала свою баталию лермонтовскими строками «недаром помнит вся Россия про день Бородина». И, судя по ее работе, действительно помнит. Но откуда у девочки столько знаний, почему такой неукротимой энергией дышит ее творение? Неужто скудные сведения из учебника истории или немногочисленные репродукции из соседней со школой библиотеки помогли? Сомневаюсь…
«Вначале мы и не предполагали, что конкурс выйдет за рамки города, – говорит директор Детской Художественной Школы, заслуженный художник России Алексей Смирнов. – При рождении этого мероприятия, в 1995 году, конкурс был, чуть ли не единственным такого рода. Делалось все это для того, чтобы привлечь общественность к проблемам детского художественного творчества, помочь раскрыть юным дарованиям свои таланты, поддержать их материально, как-то поощрить. Но то, что наша задумка выйдет на международный уровень и превратится в Фестиваль-конкурс, предположить не мог никто, говорю честно».
В художественную школу, которая стала базой для конкурса, начали поступать детские работы из ближнего и дальнего зарубежья, от Азербайджана до Германии и Испании. Вот и на этот раз их было около двух тысяч. А компетентному жюри, состоящему из профессиональных художников, а также некоторых спонсоров, пришлось весьма нелегко. Работы выбирались, как говорится, лучшие из лучших. После отбора работы обычно экспонируются в выставочном зале на Кирова,8, но разместить там такое количество хороших картин в этот раз не оказалось возможным – не хватило бы площади выставочного зала. Чуть больше пятисот работ были оценены самыми высокими баллами, а ведь каждая из них могла претендовать на то, чтобы оказаться в экспозиции.
В заключение, хочу рассказать и о том, что помимо дневного, в художественной школе давно и успешно функционирует вечернее отделение, куда может записаться любой желающий, независимо от способностей и возраста. Кстати, многие вполне взрослые жители Воронежа учатся уже в 3 и 4 классах и теперь просто не представляют свою жизнь без занятий в десткой художественной школе. Здесь обучают классическим художественным дисциплинам: рисунку, живописи, композиции, а так же прикладным видам искусства – росписи на ткани, керамике и другим. Кстати, в недавнем номере федерального журнала «Юный художник» есть статья с названием «Уютный дом в центре Воронежа». Это репортаж о Детской художественной школе, «художке», как ласково называют ее ученики. Попробуйте и вы заглянуть сюда хотя бы на минуту, а потом привести вашего ребенка в этот действительно уютный дом на пересечении улиц Никитинской и Средне-Московской. И кто знает, какими новыми красками заиграет ваша жизнь.
Николай Межов