Был один двор, который населяли только хорошие люди. Конечно, эти хорошие люди иногда ссорились, порой разбивали мячом чужие окна, кто-то из них не в меру выпивал, а кто-то разрисовывал стены странными рисунками. Надо уточнить, что они были хорошими и к тому же очень разными людьми, а совсем не идеальными (которых и вовсе не бывает – к счастью). И вот как-то раз, когда все эти люди собрались вместе, выяснилось, что двор их – это театральные подмостки, и все они на сцене. Простую, но удивительно искреннюю историю о дружбе, юности и добрых поступках – «Кот на крыше» – сыграла труппа инклюзивного проекта «Театр равных» в начале июня. После окончания спектакля зрители аплодировали стоя.
Ребята
Долгожданная постановка «Театра равных» впервые увидела свет на сцене воронежского ТЮЗа. Кастинг на участие в уникальной творческой мастерской, где на одной сцене играют непрофессиональные актеры и молодые парни и девушки с ограниченными физическими возможностями, прошел еще зимой. На протяжении всей весны ребята учились театральному мастерству у профессиональных режиссеров и актеров, встречались с известными людьми Воронежа, участвовали в тренингах и мастер-классах.
Постепенно перешли к регулярным репетициям. Пьесу для спектакля написал профессор кафедры зарубежной литературы ВГУ Дмитрий Чугунов, а режиссером стал Вадим Кривошеев, хорошо известный воронежцам по постановкам и актерским работам в местных театрах.
«Пообщавшись с ребятами с ограниченными возможностями, я понял, что у них в жизни есть определенный вакуум, и это пространство надо чем-то заполнять. Почему бы это не сделать средствами театра? Они очень загорелись, на протяжении нескольких месяцев знакомились с профессией. И все они страстно желали выйти на сцену. Одного этого мне было достаточно, чтобы взяться ставить спектакль с их участием. Приятно было видеть их занятыми делом, наблюдать, как они о чем-то переживают, спрашивают, пробуют, ищут. Я заметил, что ребята в моей труппе – очень правдивый народ. Если им что-то не нравится, они об этом говорят сразу, если нравится – выложатся по-максимуму и не подведут». – Вадим Кривошеев.
Одной из задач создателей спектакля было задействовать в постановке всю труппу, а это 24 человека. В дальнейшем организаторы планируют ставить менее масштабные по количеству актеров спектакли – ведь далеко не каждая драматургия рассчитана на большое количество исполнителей. Но пока это был первый шаг, праздника ждали все участники проекта, поэтому каждый смог почувствовать свою значимость на сцене.
Предполагается, что в театре будет использоваться и более сложная, многоуровневая драматургия с участием только части актеров. Но в репетициях и разного рода занятиях будут участвовать все.
Перемены
Талантливого незрячего юношу Алексея Попова организаторы заметили еще на прослушивании. Яркий, с сильным голосом парень красиво исполнял песни, и, как оказалось, сам их сочинял. Одну из главных ролей почти тут же отдали ему. Леша сразу был настроен на предложение, и в итоге много привнес в проект, особенно в музыкальные номера: предлагал идеи, находил песни для постановки, по собственной инициативе сочинил частушки, которые потом вошли в спектакль. Организаторы убеждены, что Алексей – очень талантливый парень с сильной волей.
«Есть момент, где главные герои знакомятся во дворе, – рассказывает Вадим Кривошеев. – Герой Леши (по сценарию он тоже не видит) должен через песню дать девушке понять, что чувствует ее присутствие и поет только для нее. Я спросил: «Какую можно песню сюда вставить?» Леша обещал подумать и скоро принес множество вариантов. Он всегда переживал, что я его не нагружаю какими-то мизансценами, просил дать ему больше перемещаться по площадке. В конце он уже неплохо ориентировался на сцене, и если бы у нас было еще больше времени, вовсе привык бы и ничем не отличался от других людей».
«Театр равных» – проект социальный. Понятно, что любая театральная постановка невозможна без взаимодействия людей, но здесь на взаимной поддержке (иногда в прямом смысле слова) держится очень многое.
«Первая проблема была – когда раздали текст, а Леша по понятным причинам не может его читать. Сначала пришла на помощь мама, потом Лиза Петрова (исполнительница второй главной роли), которая шепотом говорила ему его фразы, потом свои. В одном из залов, где мы репетировали, было сложно подниматься на сцену, и те, кто покрепче, помогали ребятам на инвалидных колясках. Они вообще были очень сплоченные и никогда не делились на какие-либо группы по здоровью или физическому состоянию».
Планы
«Я думаю, что возможности этой пьесы мы исчерпали по полной. И для первого шага все получилось очень хорошо. Наверное, в начале устроители проекта немного испугались и не взяли чуть более сложную историю. Потом я понял, что ребята вполне могли бы сыграть и что-то ощутимо сложнее. В будущем хочется создавать работы на шаг впереди уже сделанного, чтобы ребята вдохновлялись идеей».
В планах у «Театра равных» – делать по две постановки в сезон и развиваться в двух направлениях: детском и молодежном. Для детского репертуара на примете «Маленький Мук» и рассказы Григория Остера, для молодежных постановок «Над пропастью во ржи» Селинджера, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Баха, «Люди и мыши» Стейнбека, рассказы Василия Шукшина. Вполне возможно, в качестве материала будут использованы и рассказы Андрея Платонова: «Третий сын» или «Возвращение». С сентября спектакль войдет в репертуарный план Театра юного зрителя.
«Проект однозначно будет жить, – рассказывает Валерия Маламура, директор и автор «Театра равных». – За неделю до премьеры мы встречались с Алексеем Васильевичем Гордеевым, который поддержал нас и пообещал помочь в развитии «Театра равных». По его предложению и по случаю успешной премьеры, мы в скором времени начнем разрабатывать бизнес-план, в котором будет четко отражено будущее театра. Уже в сентябре ребята сыграют для широких масс на большой сцене ТЮЗа – сейчас мы определяемся с датой. Все, кто поддерживал проект финансово, планируют делать это и дальше».
По задумке организаторов, «Театр равных» может стать творческой площадкой не только для начинающих актеров, но и для молодых художников, авторов, сценографов, готовых пробовать и идти на эксперименты. Пока у проекта есть все шансы стать постоянным культурным явлением города. Остается пожелать организаторам проекта удачи, а новоиспеченных актеров поздравить с долгожданной премьерой.
Евгения Глуховцева
Иллюстрация Марина Демченко