В мастерской воронежского художника Виктора Бойченко.
автопортрет
[su_divider top=»no» divider_color=»#88a52f»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]Мы продолжаем постоянную рубрику «Художники Воронежа». Идейным вдохновителем и организатором является одноименный фонд, основанный Александром Бубновым. В этом тексте речь пойдет о неординарном воронежском художнике Викторе Бойченко. Недавно в выставочном зале на Кирова открылась персональная экспозиция, посвященная восьмидесятилетию художника.
[su_divider top=»no» divider_color=»#88a52f»][su_divider top=»no» divider_color=»#edcdec» size=»8″]========[/su_divider]Лингвисты подсчитали, что в языке эскимосов существует 52 слова для обозначения различных тонов снега. Для большинства это просто забавный, но малоинтересный факт из теории языка, для художника же – реальность, доступная взгляду, но и неуловимая; попытке ее удержать и запечатлеть посвящено каждое произведение творца. Об одном из таких уникальных воронежских художников расскажет Татевик Миразизян.
[su_dropcap size=»4″]В[/su_dropcap]идите, как прекрасен мир?Виктор Бойченко видит. Эта способность замечать красоту всего окружающего лежит в основе его творчества, является исходным импульсом для создания пейзажей, портретов, натюрмортов. Он не стремится совершать революции в искусстве, а просто любуется миром, посвящая каждый день кропотливой работе по передаче бесконечных форм и оттенков красоты.
Черпая вдохновение во всём, что его окружает, Виктор Бойченко создаёт реалистичные и колоритные картины, в которых соединяются мастерское владение кистью и талантливая работа с цветом. Колористике он уделяет такое же внимание, как и технике исполнения. Серия зимних пейзажей, например, поразительно разнообразна благодаря тонкому чувству цвета, с которым художник передает оттенки снега в разное время суток: он отливает фиолетовым, голубым, синим, оранжевым… Глядя на эти пейзажи, невольно задумаешься: сколько же тонов может быть у снега?..
Чтобы научиться чувству цвета, необходимо постоянно работать и развивать свои технические навыки. «Я всё время учусь, всё время узнаю что-то новое», — говорит Бойченко. И это стоит того, потому что его картины отражают мир, в котором мы живем, и напоминают, как он прекрасен, если забываем об этом.
Виктор Бойченко не любит пышных фраз о значимости художника, о глубоком концептуальном смысле своих работ – его больше волнует красота природы, удивительно насыщенная цветовая гамма осени, ослепительно яркие букеты цветов и индивидуальность каждого человека. Родом из обычной рабочей семьи, в которой поощрялись его способности к живописи, он абсолютно лёгок и прост в общении, несмотря на свой статус состоявшегося мастера. Виктор Васильевич отмахивается от предположения о том, что художник – существо особенное, не похожее на обычных людей. По его словам, единственное различие между ним и другими – привычка смотреть на мир, а не себе под ноги: «Надо поднимать глаза». И действительно, в спешке направляясь из пункта А в пункт Б, мы слишком часто забываем оторвать взгляд от суеты и хотя бы на секунду увидеть утро или вечер, в котором оказались, на секунду полюбоваться ими. Со временем этот навык слабеет, глаза забывают свою важнейшую функцию – видеть красоту окружающего. У художника же взгляд «натренирован» подмечать форму, тона, композицию. Глаза становятся не менее важным рабочим инструментом, чем кисти и краски, привыкая смотреть на любую вещь с точки зрения художественности, эстетичности. О творческом кризисе Бойченко не слышал: «Я постоянно всем любуюсь: природой, натурой, яблоками, цветами. Постоянно хочется все это отразить». Любоваться миром – звучит как секрет счастья.
Неудивительно, что ему «хочется утром поскорее за кисточку взяться» и каждый будний день он едет к себе в мастерскую, как другие – на работу. Здесь, как и подобает настоящей художественной мастерской, есть самое необходимое: высокий потолок, окно во всю стену, полно пространства, залитого светом и воздухом, присутствуют все живописные атрибуты профессии художника, пребывающие в идеальном порядке, в понимании их обладателя.
Главной особенностью, делающей эту мастерскую уникальной, являются картины, которые несут на себе отпечаток индивидуальности автора. Стены обросли ими от пола до потолка — в этой святая святых художника можно проследить весь его творческий путь, годы поисков и труда. Здесь можно увидеть и самые ранние студенческие пробы, созданные под впечатлением от картин импрессионистов, и теперешние зрелые творения, в которых заметно не только техническое мастерство, но и выработанный со временем собственный почерк. Всё это делает мастерскую очень похожей на картинную галерею – такой довольно внушительный личный музей художника, свидетельствующий о том, что время проходит не зря для человека, который действительно любит своё дело.
Бойченко работает в разных жанрах, но особое место среди его работ занимают пейзажи. Многочисленные виды Воронежа полны ощущения живого света, свежего воздуха и тишины природы, передающихся зрителю. Вдохновлённый поездкой по Золотому Кольцу, мастер кисти создаёт пейзажи Суздаля, Костромы, Ростова, Владимира: «Там, куда голову ни поверни, везде раздолье для художника». Древность храмов и неповторимая природа этих мест отразились в каждой картине.
Особенно Бойченко интересуется портретами, признаваясь, что они одновременно увлекательны и сложны в техническом отношении, ставят перед художником ряд целей нового порядка, требуя передачи чего-то неуловимого в человеке, характерного, но заходящего за рамки просто «похожести».
Любовь к цветам вылилась в увлечение садоводством: у художника растут пионы, розы и многие другие сорта цветов, в мастерской полно комнатных растений. Цветы живут и на его картинах: хрупкая красота букетных композиций, сочетающих яркие и насыщенные тона с нежно-пастельными, вызывает желание остановиться и вглядеться, постараться запомнить это чувство теплоты, лета, цветения, которое сумел передать художник.
[su_box title=»Биографическая справка» style=»glass» box_color=»#71943a»]Виктор Васильевич Бойченко родился в Краснодоне, в семье шахтёра, и с самого детства проявлял склонность к живописи. После службы в армии поступил в Воронежское художественное училище, где перенимал мастерство у Владимира Шаврина, Владимира Преснякова, Евгения Пошивалова, Валентина Старилова. Окончил учебу в 1980 году, после чего не переставал работать, участвовать в выставках всех уровней – от областных до международных. В начале 80-х вместе с несколькими товарищами по училищу (в их числе Владимир Попов, Алексей Загородных, Александр Ворошилин, Владимир Анпилогов) создал группу «Автор» — первую молодёжную художественную группу в Воронеже. В 1998 году с некоторыми ее членами и другими воронежскими художниками Бойченко съездил в Копенгаген для участия в выставке при посольстве России. В 1999 группа также получила приглашение на выставку в Леоне (Испания). В данный момент произведения Бойченко можно увидеть в музее им. И.Н. Крамского на выставке, посвящённой 40-летию Воронежского художественного училища.[/su_box]Увидев произведения Бойченко, испытываешь странное чувство прозрения, как человек, который долго сидел в тёмной комнате, а потом вышел на улицу и удивился небу, деревьям, свежести воздуха, чуду бытия. Начинаешь всматриваться: действительно, все эти краски существуют вокруг, всегда были там, просто в какой-то момент ты перестал их замечать.
Как-то так получается, что мы обращаем очень мало внимания на развитие способности видеть красоту мира вокруг и различать оттенки цветов. Однако ведь визуальное восприятие открывает целое измерение возможностей, как и слух, вкус, интеллект, духовный мир, важность развития которых осознаёт каждый, уделяя этому огромное количество внимания и усилий.
Видеть мир, а не просто смотреть на него, помогают картины Виктора Бойченко.