Сегодня фотография стала хобби для многих. В социальных сетях, как грибы после дождя, вырастают сообщества, где выкладываются снимки с претензией на «художественность». Но какова истинная ценность таких работ? И можно ли найти в этой массе настоящего фотохудожника? Как его узнать?
15 ноября в Воронеже завершился конкурс художественной фотографии «ФотумАрт – 2012», на котором изначально было представлено более 5 000 фотографий из 14 стран.
Именно с этого события и открывшейся по итогам конкурса выставки в нашем городе стартовал Международный фестиваль художественной фотографии «ФотумАрт – 2012», организаторами которого стали фотоклуб «Фотум», Фотографический центр ВГУ, воронежское отделение Союза фотохудожников России и Управление культуры администрации города Воронеж.
Создатели проекта считают, что подобных по масштабу событий, посвященных фотографии, в нашем городе еще не было.
Действительно, программа фестиваля оказалась насыщенной: встречи с фотохудожниками, разнообразные по тематике выставки (Олег Воротников «Подводная фотография», Сергей Соболев «Степь. 25000 лет спустя», Андрей Архипов «Натюрморт» и др.) и мастер-классы (Сергей Соболев «Фото и видеосъемка в практике натуралиста», Владимир Голуб «Фотографика», Борис Касаткин «Философия пейзажа» и т.д.). Примечательно, что в программе были представлены новые, но уже обретшие популярность технические направления, такие как фризлайт и фотоарт. Стоит отметить, что участие в международном фотоконкурсе, посещение всех мероприятий фестиваля и даже печать выставочных фотографий для финалистов конкурса были бесплатными.
«Я неоднократно участвовал в подобных мероприятиях, например в международном конкурсе «Золотая черепаха», так что есть с чем сравнивать. И высокий уровень воронежского фестиваля приятно удивил», – делится своими впечатлениями финалист из Карачаево-Черкесии Арсен Алабердов. Его работа «Поймать солнце» заняла первое место в номинации «Пейзаж».
Кстати, среди победителей и призеров конкурса есть воронежские фотографы: первое место в номинации «Свободная тема» получил Вадим Трунов, второе место в номинации «Натюрморт» досталось Ирине Антоновой.
«Это говорит о том, что у воронежской фотографии достаточно высокий уровень и она вполне конкурентоспособна – ведь участникам из нашего города пришлось соревноваться с авторами из 100 других российских городов и 14 стран мира», – считает Владимир Голуб, член Союза фотохудожников России, руководитель фотоклуба «Фотум» и Фотографического центра ВГУ.
Жюри, в состав которого вошли Борис Касаткин, Владимир Добромиров, Тамара Дьякова и Андрей Архипов, пришлось проделать действительно трудную работу – отобрать из 5 000 представленных работ те, которые бы соответствовали уровню фестиваля. Оценивались техническое и художественное качества исполнения, идея и оригинальность.
Что же в своей совокупности представляли фотографии-конкурсанты?
«Я не могу сказать, что качество всех присланных работ было высоким. Только единицы оставили после себя сильное впечатление, – рассказывает Тамара Дьякова, профессор кафедры культурологии ВГУ и один из членов жюри конкурса. – В процессе работы я пришла к выводу, что участники данного конкурса страдали некой узостью взгляда на мир: выбирались достаточно стандартные темы и объекты для изображений. Собственно то, что является жизнью в ее каких-то неожиданных проявлениях, я у фотографов видела очень редко. Мне представляется важным и необходимым для фотохудожника умение видеть то, что не видят другие. Например, ребята, которые присылали свои натюрморты, не понимали, в чем заключается специфика этого жанра, что в нем является ценным. Что касается пейзажа, то здесь можно было встретить интересную технику, но мало кто из участников понимал то, что пейзаж – это одухотворенная картина, наполненная каким-то человеческим смыслом. И хотя на призыв к участию в фестивале откликнулось много людей, я допускаю, что в большинстве случаев это как раз не те, кто был готов к подобному конкурсу».
Так неужели уже можно говорить о том, что количество псевдофотографов возросло настолько, что начинает вытеснять тех авторов, которые действительно достойны общественного внимания?
Прежде чем пытаться ответить на этот вопрос, стоит заметить, что фестивальное движение способствует внутреннему творческому развитию его участников. Так выставки становятся площадкой для общения и обмена опытом, а экспозиция в целом или отдельная фотография может стать поводом для любого зрителя взглянуть на мир иначе.
«Вот вам что понравилось из представленных фотографий? И почему понравилось? – вдруг спросил меня председатель жюри и председатель художественного совета фотоклуба «Экспресс» Борис Касаткин. Мы стояли перед экспозицией выставки «Калейдоскоп» воронежских фотографов Александра и Константина Лопуховых. – Вот с этого вопроса всё и начинается. Может, кто-то из молодых увидит фотографию, и у него мысли возникнут в голове: «А ведь можно и так снять, не так, как я привык снимать». Но все ли хотят расти интеллектуально?»
Последний вопрос оказался злободневным. Несмотря на свободный вход на все мастер-классы, выставки и встречи с интересными гостями, нельзя сказать, что мероприятия «ФотумАрта» посетило большое количество желающих. Тем удивительнее, если учесть, что в городе и области количество людей, интересующихся фотографией, с каждым годом только увеличивается.
Почему так произошло? Некоторые участники объясняют этот факт слабой информационной поддержкой.
«Информационная поддержка, безусловно, могла бы быть более серьезной, но мы сделали все, что было в наших силах, – соглашается Владимир Голуб. – К сожалению, не все воронежские СМИ отреагировали на предложенную им информацию». В любом случае, выставочные залы не пустовали.
«Когда мы планировали «ФотумАрт», то ориентировались, прежде всего, на молодых, увлекающихся фотографией ребят, – рассказывает о первостепенной задаче фестиваля Владимир Голуб. – Мы хотели задать некую планку, обозначить высокий уровень творчества. Молодые люди должны понимать, куда им расти, куда стремиться. Сегодня в Интернете, в частности в социальных сетях, зачастую ценятся снимки, которые являются техническим браком, а иногда и полной безвкусицей, доказывающей низкий культурный уровень массовой фотографической аудитории».
Однако такие мероприятия необходимы не только начинающим, но и тем, кто уже успел занять свое место в фотографическом сообществе города.
Так, на мастер-классе воронежского фотожурналиста Андрея Архипова «Художественный репортаж» зрители не только активно задавали вопросы, но и критиковали работы автора. Впрочем, Архипов не возражал.
«Если гостям встречи интересно то, что я им рассказываю, это доставляет удовольствие, – делится впечатлениями фотограф. – Мне нравится не вещать, а общаться. И почему бы не поспорить? Кстати, благодаря аудитории на некоторые собственные работы я стал смотреть по-новому».
Несмотря на сравнительно небольшое количество гостей «ФотумАрта», можно с уверенностью сказать, что такие фестивали необходимы для широкой аудитории – ведь фотография уже стала постоянным спутником современного человека. Как еще обыватель, помимо встреч с авторами, посещения выставок, сможет сориентироваться в море многочисленных тематических изданий, салонов, выставок, сайтов? В данном случае фестиваль фотографии стал уникальной возможностью разобраться не только в том, насколько хороша та или иная фотография, но и шансом разобраться в себе.
Правда, возникает вопрос – сколько людей действительно хотят узнать больше, чем местоположение «кнопочки, на которую нажимать»?
Ольга Гуцу