Cреди массы определений, по которым классифицируется кино, существует понятие «фестивальное кино». Что же это такое?
Из названия ясно, что в результате просеивания приличного количества фильмов отборочными комиссиями, лучшие из них по определенным критериям попадают в фестивальные программы. Попасть на фестиваль – мечта (иногда тайная и сокровенная) любого режиссера. Участие, а тем более победа в фестивале высокого ранга — это признание режиссера, выделение его среди коллег по цеху.
Но определение «фестивальное кино» таит в себе и другой смысл, печальный и грустный. Фильм-участник (и даже лауреат фестиваля) в прокате чаще всего не собирает кассы, не приносит доходов своим создателям, а бывает, и просто ложится на полку. Фильм, который превозносят критики, зрителям неинтересен и непонятен.
Может быть, это специфический продукт для узкого круга высоколобых специалистов? Полигон для киноэкспериментов? Неужто для фестивалей нужно какое-то особенное кино?
В мире постоянно проходят кинофестивали. Только в России я насчитал около двадцати более-менее известных – международных, региональных и так далее.
Конечно, большие фестивали — это, по сути своей, кинорынки. Вместе с тем, четко определил основную функцию кинофестивалей главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей: «Фестивали возникают как альтернатива бокс-офису, для поддержки собственно художественного кино, которое, по большому счету, не связано с продажей и покупкой билетов. Но, будем откровенны, дамоклов меч коммерции висит над каждым художественным действием».
Назову «великолепную семерку» престижных международных кинофестивалей. Сразу оговорюсь, что мы не будем касаться главного фестиваля планеты – «Оскара».
Обратите внимание, в какой раз по счету проводится фестиваль и на дату его проведения в 2011 году:
27-й фестиваль независимого кино «Санданс,» США – с 21 января.
40-й Роттердамский кинофестиваль – с 26 января.
61-й Берлинский кинофестиваль – с 10 февраля.
63-й Каннский фестиваль – с 12 мая.
67-й Венецианский кинофестиваль – с 1 сентября.
35-й кинофестиваль в Торонто – с 9 сентября.
59-й кинофестиваль в Сан-Себастьяне – с 12 сентября.
Не упоминаю ММКФ. О нем надо говорить отдельно – тем более, что фестиваль этот не влияет на мировые кинематографические тенденции.
Основные конкуренты в лидеры из представленного списка – это Берлин, Канны и Венеция. Возраст и авторитет этих фестивалей говорят сами за себя. По времени фестивали распределены так (февраль, май, сентябрь), чтобы не наступать друг другу на пятки.
Выбор фильма в конкурсную программу обычно зависит от вкусовых предпочтений арт-директора фестиваля (в Каннах сейчас правит бал Тьерри Фремо), но победу определяет высокое жюри и, конечно, председатель – от его личных пристрастий и дружеских контактов никуда не денешься. Разумеется, интересы тех же Тарантино и Бертана сильно разнятся.
А мы в России, в первую очередь, обращаем внимание на признание там наших соотечественников.
Берлинский фестиваль прошлого года отметил российскую ленту «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского тремя наградами: Павел Костомаров получил «Серебряного медведя» за операторское мастерство, «Серебряного медведя» поделили актеры Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин. Действие фильма неторопливо и аскетично, как природа Севера. Здесь на фоне бесстрастных и медитативных пейзажей разворачивается конфликт двух героев, оторванных от мира людей – очень разных в силу своих профессий и судеб.
«Серебрянного медведя» заслуженно получил фильм Романа Поланского «Призрак». Качественное кино с хорошей драматургией. Лучшим фильмом в Берлине стала турецко-немецкая картина «Мед» Семиха Капланоглу. И это не случайно. Проблемы мигрантов с востока, их адаптация, столкновение культур и, конечно, сам ислам во всех его проявлениях — это злободневные темы современной Европы. В конкурсной программе присутствовал и фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых» – но, скорее всего, из уважения к имени режиссера.
Канны-2010 представили имена: Алехандро Гонсалес Иньярриту, Ли Чхан Дон, Такэши Китано, Майкл Ли, Никита Михалков… Если в 2009 году в Каннах доминировал образ Зла (предчувствие фашизма в «Белой ленте» Михаэла Ханеке, «Антихрист» Ларса фон Триера), то в 2010 ведущей темой стала мифология, а также вопросы религии и веры. Пальмовую ветвь получил «Дядя Бунми, вспоминающий свои прошлые жизни» режиссера Апичатпонга Верасетакулы (Таиланд). Гран-при присудили фильму Ксавье Бовуа «О богах и людях» (Франция). Поиски бога присутствуют и в других лентах фестиваля.
Высшая награда Венецианского фестиваля досталась Софии Копполе за фильм «Где-то». Дочка Ф.Ф. Копполлы прославилась в свое время картиной «Трудности перевода» – ис тех пор ее творчество всегда под пристальным вниманием критиков в ожидании нового шедевра.
Один из призов фестиваля присужден фильму Даррена Аронофски «Черный лебедь». Здесь главная героиня, юная балерина, готовится к своему большому дебюту в балете «Лебединое озеро». Все переживания и страхи, выраженные во впечатляющих видениях, — способ режиссера проникнуть во внутренний мир героини. И не всегда ясно, когда вымысел переходит в реальную жизнь, наполненную конкурентной борьбой за главную роль, сложными взаимоотношениями с матерью, из-под опеки которой юная балерина стремится вырваться, а также непонятными чувственными отношениями с властным руководителем труппы.
Триумфом закончился показ на фестивале картины Алексея Федорченко «Овсянки». Три премии фестиваля: за лучшую работу оператора (Михаил Кричман – признанный авторитет, за его плечами «Возвращение»), приз ФИПРЕССИ, приз экуменического (христианского) жюри. Квентин Тарантино (председатель жюри), стоя аплодировал фильму, хотя подобное поведение запрещено ему по статусу.
Раз уж мы упомянули фильм Андрея Звягинцева «Вовращение», то следует напомнить и о его достижениях: Венецианский фестиваль — 5 призов, Европейская киноакадемия — победитель в номинации «Открытие года», три «Золотых Орла» и две «Ники», и еще два десятка всевозможных мировых наград. Таких результатов не достигал ни один российский фильм.
Так уж повелось, что от фестивалей всегда ожидают многого. Ждут шедевров от мэтров кино, неоднократно увенчанных пальмовыми и прочими ветвями славы. Но творчество — тонкая материя. Поэтому слышатся вдохи: уже не тот Вим Вендерс, выдохся Такеши Китано, не узнаем прежнего Джима Джармуша. И Вуди Аллен, хоть и снимает стабильно смотрибельное кино, но куда делся его ехидный юмор?
Если на европейскую фестивальную орбиту попадают 3-4 приличных фильма из одной страны, то начинают говорить о национальной волне. Уже была новая румынская волна, теперь вот новая таиландская…
Для чего мы сделали этот пробег по кинофестивалям? Чтобы лишний раз подтвердить: фестивальные призы и прокатные доходы — позиции из разных измерений. «Как я провел этим летом», «Овсянки» – фильмы не для широкого проката.
У кого есть потребность держать руку на пульсе современного кино, кто относится к кино глубже, не желая ограничивать себя примитивным критерием «нравится– не нравится», кто хочет постигать кинематографические процессы – всем таким зрителям фестивальные фильмы смотреть просто необходимо. Все-таки их не случайно отбирают из гигантского количества, не случайно премируют, не случайно голливудские режиссеры-ремесленники воруют у фестивальных авторов идеи. И в заключение еще один вывод о принципиальной разнице между коммерческим и некоммерческим кино: коммерческое кино хочет зарабатывать деньги, а некоммерческое — быть увиденным и услышанным.
Игорь Сикора