Интервью режиссера спектакля «Обитель. 16 рота» Марины Перелешиной
— «Активный театр» — что это? Почему «активный»?
— Нам интересно, чтобы зритель был вовлечен в сценическое действие, был активным участником спектакля. Как правило зритель – лишь наблюдатель. Будь то фильм или спектакль, люди смотрят историю про кого-то, историю, которая даже, может быть, чем-то напоминает события их жизни, но остается для них чужой. Мы пытаемся выстроить диалог с публикой, вызвать эмпатию. Для меня это проще всего сделать, используя текст, потому что каждый видит в нём что-то своё и даже не всегда то, что лежит на поверхности. Включая зрителя в наше действие, мы меняем его точку зрения на происходящее на сцене, вытягиваем какие-то дополнительные смыслы. Вдруг оказывается, что это всё происходит не с кем-то, а здесь и сейчас.
— Давно ли Вы знакомы с Захаром Прилепиным?
— Мы познакомились с Прилепиным в Музее Серебряного века, когда первый раз показывали зрителю нашу работу. Так что он увидел уже готовый спектакль.
— Чем обусловлен выбор романа «Обитель» для постановки? И почему Вы выбрали именно такую форму постановки?
— Это была общая с Государственным литературным музеем идея. Мы подготовили читку нескольких глав. У нас не было задачи инсценировать весь роман. Наш спектакль называется «Обитель. 16 рота». Формат спектакля «Обитель. 16 рота» определяется как «work in progress», что предполагает его открытую структуру. Поэтому в спектакле всё время происходят какие-то изменения.
— Есть что-то еще, из прочитанного Захара Прилепина, что Вы бы хотели поставить на театральной сцене?
— У вас пока нет такой задачи. Мы работаем с самыми разными текстами. Например, другой спектакль Активного театра «Толстого нет» поставлен по пьесе современного драматурга Ольги Погодиной- Кузминой. Эта пьеса, основанная на документальном материале, о Льве Толстом, о его семье и о том времени.
— В Вашем спектакле, вместе с профессиональными актерами – Алексеем Шутовым и Андреем Филиппаком, играют участники популярной музыкальной группы 25/17. Как ребята попали в Вашу постановку?
— Мы давно знакомы. Когда я прочитала роман, я почувствовала в нём тот нерв, который есть в песнях 25/17. Мне показалось, что это сотрудничество может оказаться очень интересным. Им, к слову, тоже очень понравилась «Обитель», и моё предложение показалось им заманчивым. Для группы это новая форма работы: камерная обстановка, зритель находится очень близко, это совершенно другой способ взаимодействия, другая отдача.
— Изначально, когда только началась работа над спектаклем «Обитель. 16 рота», мысли о музыкальном сопровождении были, или это пришло к Вам вместе с музыкантами из 25/17?
— Постепенно мы начали вводить в читку готовые музыкальные композиции, а затем уже записали песню специально для нашего спектакля.
— Расскажите о дальнейших творческих планах?
— Наши спектакли – очень камерные, для них очень важен зритель, именно от него зависит, что станет важным в каждом новом случае. Поэтому мы находится в постоянном поиске всё новой и новой аудитории. К тому же мы не собираемся останавливаться и будем ставить следующие спектакли.