Алексей Давыдов создает прекрасные полотна уже более полувека, не позволяя себе отдыха, все свое время отдавая верным спутникам – холсту и краскам. Он настоящий художник и настоящий человек – без хвастовства и самолюбия, с обезоруживающим прямодушием, только ему присущим ощущением цвета и принципиальностью в искусстве. Правда, картины говорят об этом гораздо лучше, чем слова. На выставке было представлено около ста работ, но это лишь малая часть. За свою жизнь Алексей Давыдов исписал столько холстов, что они, скорее всего, не поместились бы ни в одном музее мира. Зато произведения по крупицам хранятся в памяти почитателей таланта художника. У каждого есть своя любимая работа, «которую невозможно забыть», «которая запала в душу».
Алексей Павлович, признаются друзья, человек прямолинейный и принципиальный, поэтому не всегда с ним бывает легко. Но Давыдова все любят. Неспроста на открытии персональной выставки собралось так много гостей.
Многочисленные друзья-художники настолько плотно окружили Алексея Павловича, что был виден лишь его черный классический берет. Каждый из присутствующих хотел пожать Давыдову руку, каждый пришел с теплыми словами и букетом цветов, которые художник не единожды превращал в прекрасные натюрморты, о чем свидетельствует выставка.
Экспозиция ретроспективна: на ней представлены работы начиная с шестидесятых годов прошлого века и заканчивая холстами последних двух-трех лет. Понятно, что картины времен хрущевской оттепели были не первыми в творческой биографии художника. Дело в том, что после окончания Пензенского художественного училища Алексей должен был по распределению отправиться в Узбекистан. Оказаться в совершенно чужой республике талантливому выпускнику с творческими амбициями совершенно не хотелось, и он предпочел вернуться в Воронеж к родителям, с которыми обитали и его многочисленные братья и сестры. Несмотря на то, что все они жили врозь, места для нормального существования все равно не хватало, поэтому для начинающего художника ни у кого не нашлось даже маленького уголка. Долгое время Алексей ночевал по квартирам своих старых знакомых. В общем, ситуация была очень непростая, но при всей свой явной неприкаянности художник не собирался забывать об этюдах и старался писать при первой же возможности. В отсутствии «своего уголка» Алексей обычно оставлял работы там, где над ними работал. Поэтому из того, что Давыдов писал в юности, почти ничего не сохранилось.
Особенный почерк
С тех пор Алексей Павлович успел создать прекрасную коллекцию, которая наконец-то смогла предстать перед зрителями. Экспозиция для художника – большое событие. Несмотря на то, что он давно известен, а работы его хранятся во многих частных коллекциях, в том числе и за рубежом, это первая персональная выставка в жизни художника, которая со всей полнотой раскрыла достоинства почерка Алексея Давыдова.
Первое, что бросается в глаза, – филигранная работа автора с цветом. Подробности изображаемого ему не так важны, как поиск правильного тона, мягкость переходов. Друзья-художники рассказывают, что Давыдов, бывало, писал этюды с композиций из искусственных цветов, а на холстах они появлялись живыми. Пейзаж и натюрморт – любимые жанры художника. С конца пятидесятых автор работает преимущественно в них, правда, попадаются иногда и портреты. На выставке они сразу же бросаются в глаза, выделяясь из череды пейзажей и натюрмортов своей характерностью.
Например, с «Портрета тещи» (1973 год) смотрит на нас женщина в красном крестьянском платке, в глазах ее мудрость и след, который оставили бурные годы первой половины XX века. Сидит, опершись на стол, на котором художник не забыл изобразить и атрибуты русского гостеприимства – чай со сдобными плюшками. И в портрете Алексей Павлович остается верен своей художественной манере: необычное сочетание цветов создает атмосферу и показывает настроение работы.
Давыдов превосходно умеет видеть цвет через его оттенки. Он со свойственной ему скрупулезностью может долго смешивать различные краски в поисках нужного идеального тона. Художник пишет жизнь, какой ее видит, но быт мало его интересует. Основной же мотив у живописца – природа. Алексей Давыдов – автор-созерцатель, из окружающего он вычленяет то, что ему ближе и интереснее всего – многообразие красок, изумительное сочетание цветов.
Искусство и прожитое
Удивительно, но в работах художника практически не отражаются ни репрессии, ни голод, ни война, а ведь видел и пережил он многое. Родился Алексей Давыдов в селе Большой Самовец Эртильского района Воронежской области в 1934 году. Время было непростое: страна в сталинском кулаке, а прорехи в экономике старались залатать тем, что выжимали из деревни. Алексей был восьмым ребенком в семье, ходил в сельскую школу. Ему хорошо запомнился учитель – батюшка двадцати восьми лет. Однако на воспоминания грустной тенью ложится история: педагога расстреляли большевики. После него остались книги, и Алексей пристрастился к чтению.
О литературе пришлось забыть, когда началась война. До родной деревни она не добралась, но отец и три брата ушли на фронт. Маленький Алексей остался в тылу, много работал и помогал матери. И вот война закончилась, вернулись отец и братья, но радость продлилась недолго: на деревню обрушился страшный голод, смерть приходилось видеть каждый день. К счастью, и в этом нелегком испытании семья Давыдовых уцелела.
Окончив семь классов, Алексей поступил в Пензенское художественное училище. Там тоже все было непросто: мизерную стипендию давали не всегда, да и общежития не было – приходилось ютиться по частным квартирам. Жителей Пензы Алексей Павлович по сей день вспоминает с теплотой, говорит, добрые там тогда жили люди, помогали, чем могли.
С пятого курса училища Давыдова забрали в армию на три года, поэтому выпускной пришлось отложить. После учебы художник вернулся в Воронеж, работал в Гороформлении, писал кинорекламу. Стал замечать, что пензенского образования не хватает. Скопил денег и отправился на «Академическую дачу» – известную творческую базу Союза художников СССР. Там он познакомился с коллегами, много работал, ездил по выставкам. Для такой жизни нужны были деньги, а их не хватало. В какой-то момент Алексей Павлович осознал, что без участия в выставках карьеру живописца сделать будет сложно. Решил отправить работу на республиканскую экспозицию молодых художников. Холст с изображением Кольцовского сквера прошел на выставку, и это стало началом новой главы в жизни художника. Он получил мастерскую, стал участвовать в других экспозициях и, как всегда, упорно трудился.
Принцип Алексея Давыдова
Всю свою жизнь Алексею Павловичу приходилось рассчитывать только на себя. С самого детства он знает, что такое тяжелая работа. Это знание Давыдов перенес и в свою профессию, которая на первый взгляд может показаться романтической. Но для Алексея Павловича быть художником – такой же труд, как и для любого работяги. «Это просто так кажется, что художником быть легко. А на самом деле настоящий художник – он никогда не спит, постоянно думает о своей работе. Из мастерской не выходит, там практически и живет». По такому принципу Алексей Давыдов трудился все эти годы, поражая окружающих строгостью к себе и ответственным отношением к работе.
Юлия Беляева