«Это лучше, чем «Ёлки», хотя я и не смотрел»

10

В Доме актёра показали спектакль «Собеседование: метод Грёнхольма» от Театра-студии «Кот».

znnN6cAF290

Это постановка по пьесе современного испанского драматурга Жорди Галсерана о жестокой и бесчеловечной методике создания идеального офисного работника. Фабула произведения предельно проста: в конференц-зале офиса, находящегося в центре Мадрида, оказалось 4 человека – кандидаты на предложенную должность. Они соперники, но в их борьбе за место в фирме определяющими качествами будут отнюдь не компетентность или интеллект, а способность растоптать конкурента, лгать, манипулировать чувствами. И продолжать борьбу, даже несмотря на разрывающийся мобильный телефон с сообщениями о смерти матери. В течение спектакля мы не только задаёмся вопросом, чем же кончится эта запутанная и волнующая история, но и до какого предела дойдёт каждый из кандидатов в потере человеческого обличия. За обмен души на кожаное кресло борются стервозная Мерседес, циничный и беспринципный Фернандо, болтливый и неуклюжий Энрике, щеголеватый Карлос – типажи, выхваченные из нынешнего мира корпораций.

В постановке режиссёра Алексея Проскурякова сюжет раскрывается благодаря акцентам на агрессивной манере речи героев, на абсурде происходящего и циничном отношении как к окружающим, так и к самим себе. Интонации, фразы, способ ведения разговора в целом — крайне импульсивные и напряженные. Фернандо (Дмитрий Шипилов), главный нарушитель цензуры, не стесняется крепких выражений, порой и непечатных. По замыслу режиссёра резкая и грубая речь персонажа должна создать атмосферу эмоционального накала и динамики, но идея реализовалась лишь отчасти: в некоторых моментах не хватило чувственного участия актера. Временами в его жестах, мимике, подаче не доставало той ярости, которая звучала в произносимых словах, отчего предлагаемые обстоятельства не всегда выглядели убедительно.

А вот атмосферу цинизма и нелепости ситуации актёрам передать вполне удалось. Карлос (Сергей Ястребов) не может обходиться без самой популярной ныне забавы – «селфи». В этом же баловстве, презентуя себя как серьезного кандидата на руководящий пост, не может себе отказать и Мерседес (Анастасия Савченкова), которая тоже попадает в объектив. Стоит камере телефона оказаться на уровне лица девушки, как из беспощадного коммерческого директора она превращается в заурядную дурочку. Прибавьте ещё факт, что у девушки в этот миг в больнице мучается умирающая мать, и получите ни с чем не сравнимую дикость.

То, что происходит на сцене, – это изображение пресности и низости офисной жизни, где в перерывах между самофотографированием и высасыванием содержимого кулера герои нещадно топят друг друга и отрекаются от самих себя ради престижной должности. Перед воронежскими актерами объединения «Кот» стояла нелёгкая задача – воплотить такую простую на первый взгляд ситуацию — но многогранную и непростую в своих внутренних причинах. Пожалуй, в полной мере со сложным полотном пьесы Галсерана справился Дмитрий Орлов – исполнитель роли Энрике. Этот образ оказался самым сложным из всех представленных: актёр должен был показать своего персонажа в динамике, правдоподобно и захватывающе протащить героя от заикающегося недотёпы до хитрого, подлого исполнителя заданий, присланных незримым работодателем — экспериментатором. И вновь – от недотепы до психолога, подставного кандидата от фирмы. И… и так далее. Амплуа Энрике меняются несколько раз, и в каждом из них герой показывается разным, раскрывающим публике многогранность своей личности.

«Я добился, чего хотел: полного погружения в свой образ, отчасти жалкий, в то же время смешной и не без наглости, — комментирует в социальной сети свое выступление Дмитрий Орлов, — я был доволен собой… За это надо сказать спасибо в первую очередь нашему режиссёру, увидевшему меня таким, работавшему со мной и главное искренне поверившему. Я смог выдать всё то, что возможно было, либо же породить это. Как бы то ни было, я чувствовал себя частью того, что было на сцене, не понимал, а именно чувствовал».

«Собеседование: метод Грёнхольма» от творческого коллектива «Кот» – спектакль, не лишенный шероховатостей, но в целом производящий хорошее впечатление. Для молодого театра эта работа всё-таки весьма достойная. Знакомство с творчеством небольшого воронежского театра обещает быть интересным – как иронично сказал актёр Дмитрий Шипилов: «Всем советую приходить, мы лучше, чем «Ёлки», хоть я и не смотрел».

фотографии — Евгений Срибный (http://vk.com/album-31211354_211568597)

Об авторе

10 комментариев

  1. Аноним опубликовано

    Совсем,что ли, с ума сошли?!! Какого театра?!!! Теперь любой желающий у нас может стать «театром»?????

    • Алексей опубликовано

      Вы были у нас на спектаклях?
      И да театра, наш театр работает с Испанией, Францией, Канадой, Сербией, Австрией, Англией. Не любой желающий может стать театром, далеко не любой сможет получить те лицензии что есть у нас. Однако Вам стоит подробнее узнать о статусе театра в РФ

  2. Аноним опубликовано

    Тогда давайте работать врачами и учителями без образования!!!! Почему нет? Или актер и режиссер- это профессии, не требующие специального образования??!!!

    • Re-L опубликовано

      Уважаемый Аноним, а Вы требуете дипломы поваров у работников ресторанов? Или ходите по владельцам ЧП с просьбами предъявить дипломы экономистов/бухгалтеров? Я приоткрою Вам тайну: в нашей стране подавляющее большинство работает не по специальности. А уж если у человека есть талант актёра/режиссёра/музыканта/художника и т.д. и т.п., то какой смысл ему тратить своё время на учёбу в университетах искусств, если можно научиться любому другому делу, занимаясь при этом ещё и тем, к чему душа лежит? Странный Вы человек, Аноним. Фаина Раневская, между прочим, даже театральную школу не окончила, а Иннокентий Смоктуновский после фронта пошёл в театральную студию. Михаил Пуговкин по образованию электрик. Как понимаете, никто из них высшего театрального не получал. Стыдно, Аноним, стыдно.

  3. Аноним опубликовано

    Кривое зеркало — тоже театр))))!!!!!!! Даже интересно посмотреть на плоды вашего сотрудничества с Испанией, Францией, Канадой, Сербией, Австрией, Англией!!

    • Алексей опубликовано

      Так приходите и смотрите) Вам никто не запрещает.
      К слову в «Кривом зеркале» по большей части люди подходящие Вашим критерием актеров и режиссеров. Петросян Е.В. вот ВТМЭИ закончил)

      • Аноним опубликовано

        Да нет, Алексей, вы ошибаетесь. ВТМЭИ явно не входит в мои представления об актерской и режиссерской профессиях!

        • Алексей опубликовано

          Вот так вот( А Никулин цирковое закончил вообще, тоже не вписывается в концепцию?
          А Христенко из «Кривого зеркала» Щуку закончил.
          Проблема в том, что история русского театра очень сложная и многобразная, особенно его становление. Судя по тому, как Вы ведёте дискуссию, Вы либо её не знаете, либо Вам просто покричать хочется, либо Вы чем-то обижены в театральной сфере. Я пытался добиться от Вас, дорогой аноним, адекватного диалога, но видимо это не в моих силах. Поэтому лучше займусь репетициями, чего и Вам желаю. Приходите на наши спектакли.

  4. Александр Вихров опубликовано

    Рефлексировать, конечно, круто. Своего рода приём, лады. Однако давайте предъявлять конкретные художественные претензии «котам», ежели таковые есть. Наставить восклицательных знаков может и одна из моих кошек, случайно совершив вечерний променад. Сомневаюсь, что это достаточное основание, чтоб случайно не оскорбить её.

    замредактора

Оставить комментарий