Со дня открытия в Воронеже «Народного музея Сергея Есенина» прошел почти год. О создании этого негосударственного учреждения культуры воронежским предпринимателем Владимиром Бубновым мы писали в одном из выпусков газеты. Год спустя появилось вполне естественное желание узнать, как обстоят дела в музее, каким оказался для него первый год жизни. А самое главное – не остался ли город равнодушным к его существованию. Для этого мы вновь посетили «Народный музей Сергея Есенина». Впрочем, его двери открыты для всех желающих.
Специально для музея воронежский художник Евгений Щеглов написал портрет Сергея Есенина. Портрет висит на центральной стене большого выставочного зала и без лишних слов напоминает, куда пришли посетители.
Молодой, с блеском в глазах, с сигаретой в правой руке смотрит на посетителей один из любимейших поэтов России. То ли Лель, то ли Демон, то ли Черный человек…
«Есенин – бесконечная легенда» – так назвали экспозицию, представленную в большом зале. Сам зал оформлен как концертный или эстрадный. В память о том, что Есенин любил и умел читать стихи, а публика просто обожала его.
«Есенин – поэт, чья легенда до сих пор не установилась», – рассказывает ведущий научный сотрудник музея Елизавета Корчагина. То, что в биографии поэта много загадок и темных мест, факт общеизвестный. Сам Есенин оставил после себя не одну, а несколько (довольно противоречивых) автобиографий. Споры вокруг этого имени не прекращаются и по сей день.
Экспозиция музея в течение года значительно расширилась благодаря работе его сотрудников и щедрости воронежских жителей, которые приносят в дар книги, журналы, предметы старины. Например, недавно подарили швейную машинку начала двадцатого века. А ведь изначально в музее были представлены лишь экспонаты, привезенные из села Константиново, и вещи, подаренные народным артистом России Сергеем Безруковым. Зато сейчас список, представленный на сайте музея (www.esenin-vrn.ru), насчитывает около 150 экспонатов.
И вот перед посетителем разворачивается жизнь поэта, может, и не во всей своей полноте, но вписанная в контекст своего времени. Здесь фотографии Есенина и его родителей из села Константиново, первые сборники стихов «Радуница» и «Голубень», изображения его любимых женщин, письма, журналы имажинистов, к которым некогда примыкал поэт и так далее.
У сотрудников музея есть интересная задумка – заказать макет аэроплана, на котором Есенин и Дункан летали за границу. Полеты в то время были явлением незаурядным, а международные особенно. «Аппарат с виду точно игрушечка».
Это был один из десяти первых полетов Аэрофлота (в то время «Добролет»). Есенин и Дункан вылетели из Москвы в Кенигсберг. «С этим полетом связан забавный миф, – с улыбкой рассказывает Елизавета Поликарповна, – поэту и его супруге, чтобы их не укачивало, посоветовали есть лимоны во время полета. Но об оставленной на земле корзине с лимонами они вспомнили, когда аэроплан был уже на взлетной полосе. Правда, провожающие успели передать им эту корзину». Так что в музее рядом с аэропланом будет обязательно стоять большая корзина с желтыми лимонами.
Делаем полукруг по залу и подходим к последнему экспонату – посмертная маска поэта. Жизнь Есенина закончилась, а легенда продолжает жить.
Афиши поэтических вечеров Серебряного века располагаются над ступеньками, ведущими на нижний этаж. А спустившись по этим ступенькам, попадаем в зрительный зал с небольшой сценой. Музей задумывался как место для проведения творческих встреч и вечеров – желание возродить славную традицию прошлых лет, когда в русской культуре наблюдался колоссальный подъем, а выступления поэтов пользовались у публики огромной популярностью. Имажинисты тоже устраивали поэтические вечера по всей стране.
Пока музей, по словам Елизаветы Корчагиной, «только нащупывает почву» и откликается лишь на инициативу извне. Здесь устраивают музыкально-поэтические встречи, презентации книг, провели несколько творческих вечеров для детей. Недавно прошла презентация книги поэта Валентина Нервина. Помимо этого, посетителям музея часто предлагают спуститься в зрительный зал и почитать стихи. «На них поэзия действует особым образом. Здесь между людьми стираются возрастные и социальные границы, остается лишь общность интересов, и какое-то единение возникает», – замечает Елизавета Поликарповна.
В этом году планируется открытие артистического кафе «Стойло Пегаса», которое, конечно, будет стилизовано под московское кафе начала двадцатого века, где собиралась богемная публика, звучали разговоры о театре, литературе и поэзии, перетекающие так часто в споры. В этих диспутах и дружеских беседах участвовал и Сергей Есенин – частый гость и душа заведения. Образ и дух того времени попытаются воссоздать и в воронежском кафе «Стойло Пегаса». Идея создания такого заведения принадлежит мэру города Сергею Колиуху и актеру Сергею Безрукову, который в прошлом году присутствовал на открытии нового музея.
Рядом со зрительным залом расположен маленький читальный зал или библиотека. Свет в библиотеке приглушен – благодаря этому создается особая уютная атмосфера. «Это уже место уединения, размышления или каких-то важных разговоров».
Посетители музея в книге отзывов оставляют не только традиционные слова благодарности, но и номера телефонов – просят, чтобы их обязательно пригласили на поэтический вечер или творческую встречу. Номеров этих, конечно, не так уж много по сравнению с численностью города, но все же это говорит о том, что потребность в живом общении, в поэзии не перестает существовать.
Вера Степанова