Эффект Годника

0

Фотография занимает в жизни современного человека гораздо больше места, чем все остальные визуальные коммуникации. Кино смотрит не всякий, телевизор – не любой, но вездесущая реклама и социальные сети донесли могучий фотопоток до каждого жителя планеты. И едва ли среди семи миллиардов найдется кто-то, не представляющий себе, что такое фотография. Удивительно, но то, что выставляется в музеях и успешно продается на аукционах искусства, и то, что каждый из нас не раз снимал своим телефоном, – все это фотографии. Однако ставить эти снимки в один ряд никому не приходит в голову.

1046091

Фотография может оставить в живых навсегда, а может убить задолго до физической смерти, может служить талисманом, может стать иконой. Фотография всегда точно передает современную ей эпоху и безоговорочно подчиняется диктату своего времени. Искусство фотографии – самый молодой вид изобразительного искусства, противоречивый и стремительно меняющийся. Здесь нет званий, нет народных и заслуженных фотографов, но есть имена. Владимир Годник – это имя. Он снимал Мстислава Ростроповича и Виктора Цоя, многих звезд русского рока конца 80-х годов, известных политиков и знаменитых артистов, работает с ведущими мировыми рекламными агентствами и банками фотографий, преподает в Школе современной фотографии (Москва), охотно делится секретами ремесла в своем блоге и совсем не считает злом лавинообразно растущую толпу людей с камерами, называющих себя профессиональными фотографами.

– Раньше на сто фотоаппаратов был один талантливый фотограф, а сейчас на тысячу – уже десять, общее количество талантов растет. В профессию приходят совсем другие люди, и очень хорошо, что сейчас пришли женщины со своим взглядом. Таким образом искусство фотографии развивается, обогащается визуальный язык. Сегодня фотография перестает быть уделом профессионалов и становится частью образа жизни.

Глядя на снимок, мы всегда можем определить, к какому времени он относится. Не только по характерным приметам, таким, как костюмы людей или модели автомобилей, но по стилистике и композиции кадра, по способу передачи пространства и насыщенности персонажами. На смену агрессивному гламуру, барочной пышности и перегруженности деталями, характерным для начала двухтысячных, пришел интеллектуальный минимализм. Less is more – тренд нашего времени – сдерживаемый цвет, чеканная композиция и чистый четкий ритм. все подчинено внятной идее в каждом снимке. Именно так всегда снимает Владимир Годник. В его работах нет броских акцентов и модных фотоэффектов, призванных оживить кадр, он не увлекается игрой текстур и избегает открытых цветов. Фотограф стремится сохранить естественные свойства натуры и сфокусировать внимание зрителя на эмоции и мысли, которые фотография иллюстрирует.

– Для меня важно, чтобы передаваемое фотографией послание было концентрированным, иначе оно пустое. Мне ближе всего визуальный язык документальной фотографии. На своих мастер-классах я часто прошу фотографов рассказать словами, о чем кадр, и если в этом описании много лишних слов, становится понятно, что она ни о чем.

Увлечение фотографией у Годника родом из детства. Его папа в свое время работал журналистом, приносил из редакции снимки с телетайпной ленты ТАСС, и мальчик рассматривал их часами, он до сих пор помнит подписи под теми репортажными кадрами. Потом он хотел быть рок-музыкантом, выступал со своей группой, но в один прекрасный день осознал, что никогда не станет лучшим, и забросил гитару навсегда. Выбрал путь программиста и был очень далек от фотосъемки, но…

– Когда родился младший сын, жена уговаривала меня начать фотографировать, и вдруг, неожиданно для себя, я страшно увлекся, очень быстро оснастил свою лабораторию и стал очень много снимать, по-прежнему работая программистом. А потом в Воронеж приехал немецкий художник Бруно Хаас, мой друг художник Алексей Загородных нас познакомил, Хаас посмотрел мои работы и предложил сделать выставку. И, главное, он убедил меня самого в том, что у меня, как у фотографа, есть потенциал. Первая персональная выставка состоялась в Германии в 1991 году – и с этого времени я стал заниматься фотографией профессионально.

Нередко бывает, что зрелый мастер находит и уже не меняет свою технику, определяется с выбором пути и консервируется стилистически, но Годник не готов останавливаться.

– В поисках интересной стилистики и новых решений я перелопачиваю всевозможные ресурсы в сети: сайты коммерческих и арт-фотографов, фото-стоки, любительские порталы и даже стараюсь быть в курсе находок свадебных фотографов всего мира. Это неотъемлемая составляющая моей работы, очень помогает быть в тонусе, не упускать из виду происходящее в самом широком профессиональном контексте.

У каждого фотографа есть свой жанр. Кто-то нашел себя в пейзаже или натюрморте, кто-то в азартной охоте за эффектными и хорошо продаваемыми кадрами из жизни звезд. Годнику интересны только люди, а интереснее всех те, кто и под прицелом объектива остается самим собой. Он говорит, что больше всего не любит снимать артистов, они как раз ни секунды не остаются собой. А любимые модели фотографа Владимира Годника – дети и женщины. Во время съемки он любит каждую свою модель, и это хорошо видно на фотографиях. На этих портретах, лаконичных и метафоричных, как стихи, каждая женщина красива, точно поставленный свет скульптурно прорисовывает характер и высвечивает суть образа. В портрете язык фотографа предельно конкретен, от его внимательного взгляда не ускользает ни одна деталь в облике модели, руки женщины интересны так же, как лицо, и могут рассказать о ней не меньше.

А в сверхпопулярном жанре «ню» Годник принципиально не работает совсем. С его точки зрения, в XX веке в этом направлении уже было все сказано, ничего нового не рождается, и он считает неправильным спекулировать на безусловной востребованности зрительской аудиторией самого материала.

Владимир готов идеализировать своих моделей, сознательно игнорировать то, что принято называть «правдой жизни». Ведь он не может оставаться безучастным к тем, кого снимает, поэтому хочет, чтобы его взгляд сохранялся открытым, а в кадр вошло только лучшее, что есть в человеке, и не было ничего лишнего. Но почему запоминаются эти лаконичные изображения? Как хорошо снять, не используя внешних приемов, не насыщая фотографии эффектными деталями? Из чего же тогда фотограф творит картинку?

– Из себя, – объясняет Владимир, – в сущности, фотограф всю жизнь снимает автопортрет, а мы все разные…

Евгения Валуйская

Об авторе

Оставить комментарий