«Возвращение через век. Романовы. Ольденбургские» – таково название выставочного проекта, который на целый год расположится в стенах дворца Ольденбургских.
Емкое название придумано неслучайно: 19 декабря 1914 года в Воронеж приезжал Николай II с супругой и двумя дочерьми. К этой дате даже были выстроены две триумфальные арки, но им не суждено было сохраниться. Зато остались исторические документы, которые кропотливо собирались организаторами экспозиции – фотоснимки, где император запечатлен в Благовещенском соборе или выходящим из здания вокзала. Кроме того, рамонская экспозиция – закономерное продолжение прошлогоднего празднования 400-летия династии Романовых. Можно сказать, что получилось долгожданное возвращение целой ветви династии в значимых для воронежской истории снимках.
Подготовка началась зимой, когда было создано автономное учреждение культуры «Дворцовый комплекс Ольденбургских» и была создана творческая группа по оформлению проекта. В ней приняли участие представители восьми учреждений области, в их числе: художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков, директор Краеведческого музея Елена Вычерова, заместитель директора художественного музея имени Крамского Ольга Рябчикова , а также Людмила Образцова – директор Рамонского краеведческого музея и руководитель клуба «Друзья дома Ольденбургских». Совместно с художниками из Петербурга они разрабатывали дизайн-концепт экспозиции. Инициатор и руководитель выставки, а также автор ее названия – супруга воронежского губернатора Татьяна Гордеева. Кстати, на открытии выставочного проекта Татьяне Александровне вручили медаль «В память 400-летия Дома Романовых» от Великой Княгини Марии Владимировны за видные заслуги перед Российским Императорским Домом.
Выставка начинается с фотографий территории дворцового комплекса со всеми постройками и сооружениями, которыми заботливо ведала Евгения Ольденбургская, – будь то возрожденный ею сахарный завод или паровая фабрика конфет и шоколада. В соседнем зале уже ждет подробная экспозиция с сохранившимися конфетными обертками, крышками от конфетных ящиков и рекламными афишами, предоставленными Рамонским краеведческим музеем.
Но здесь экспонируются не только снимки дореволюционного жизненного уклада в имении, но и совместные фотографии Ольденбургских с Николаем II на охоте под Петербургом. Особую ценность представляют 55 портретов, сканы которых специально для данного проекта предоставил Государственный исторический музей – все благодаря давнему сотрудничеству с Воронежским краеведческим музеем.
Особый интерес, пожалуй, вызовет часть выставки, расположенная в главном зале. В середине в шахматном порядке расставлены огромные экраны, стилизованные под готические окна, похожие на те, что украшают входную башню. По ним с одной стороны плывут фотографии оригинального интерьера и лица бывших владельцев, с обратной стороны – портреты их ближайших родственников – членов царской семьи. Неподалеку расположилась гигантская копия работы Оливье де Серра 1892 года – огненное полотно с «Родословным деревом потомства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II». На ветвистой кроне можно прочитать имена каждой венценосной четы и рассмотреть особенности геральдики. Чтобы подробнее узнать те или иные факты из истории династии, можно воспользоваться интерактивным сенсорным киоском.
Заключительной частью выставки стала серия снимков про активную благотворительную деятельность, которой занималась Евгения Максимилиановна (под ее патронатом находилось множество художественных, медицинских и благотворительных обществ), а также ее сын Петр Александрович с супругой Ольгой Александровной: последняя, как и дочери Николая II, запечатлена в одеянии сестры милосердия. В этом же зале любой посетитель может посмотреть около 20 фильмов, которые так же, как и выставка, отражают различные стороны жизни августейших особ: благотворительность, искусство, промышленная деятельность.
Несмотря на лето, в Рамонском дворце прохладно. Мы видим камин после частичной реставрации и облицованную заново голландскую печь, свежеоштукатуренные стены. На время выставки основная реконструкция в замке приостановлена, хотя ремонтные работы в «свитском корпусе» по-прежнему идут. Обновлена и площадка с газоном перед парадным входом в замок – теперь это отличное место для проведения open-air фестивалей, будь то часть музыкальной программы Платоновского фестиваля или международный фестиваль «Усадьба Jazz», который проводят в Воронеже впервые. Но как правильно заметила Татьяна Гордеева на открытии выставки, дворец Ольденбургских должен стать, прежде всего, мемориальным местом, куда приходят не просто посмотреть на изящную архитектуру или прогуляться в парке, а для того чтобы целенаправленно познакомиться с историей жизни конкретных людей, чьи имена навсегда вошли в славную историю Воронежской области.
Валерия Боброва
Фото Иван Ненашев