«Двор чудес» Тулуз-Лотрека

0

Преодолевать время и пространство можно не только с книгой в руках или сидя перед экраном телевизора, но и отправившись в музей. Этим летом у воронежцев появилась возможность прикоснуться к Франции конца XIX века, перенестись на оживленные улицы Монмартра, посетить его знаменитые кабаре и притоны, встретиться с богемной элитой. Одним словом, ощутить дух той эпохи. С 16 июля по 17 августа в областном художественном музее Крамского будет проходить выставка работ знаменитого художника Анри де Тулуз-Лотрека, который увековечил и воспел этот карнавал глубокого отчаяния и безудержного веселья, называемого Монмартром.

f03d8f34ef20

 

«Графский утенок»

Блистательная La Belle Epoque – Прекрасная Эпоха – время между 1890 и 1914 годами, эпоха ускоренного технического прогресса, экономического подъема и расцвета культуры в странах Европы, этот период запомнился роскошью и блеском, отмиранием старых традиций и ценностей, зарождением новых. Мир стремительно менялся. Менялось и понятие о том, каким должно быть искусство. Это был бунт против традиции, бунт против академизма. И яркую роль в нем сыграл художник-постимпрессионист Анри де Тулуз-Лотрек. Потомок древнего знатного рода, он должен был блистать на светских раутах, но личная трагедия закрыла для него двери в высший свет. «Карлик», «гном», «уродец в котелке» – так называли Лотрека, рост которого не превышал полутора метров.

Сын графа Альфонса Шарля де Тулуз-Лотрека-Монфа и графини Адель Тапье де Селейран, до тринадцати лет Анри рос и воспитывался, как тогда подобало отпрыску знатного рода: он обучался верховой езде, языкам, наукам, танцам, то есть всему, что необходимо было знать и уметь аристократу. Два несчастных случая навсегда лишили его той жизни, которую он мог бы вести, будучи наследником графского титула. Сначала в 1878 году, в четырнадцать лет, Анри неудачно упал со стула и сломал левую ногу. Год спустя на прогулке он упал в канаву и сломал правую. С этого момента он практически перестал расти.

Помимо маленького роста, на судьбу Анри повлияли и другие особенности, отнюдь не делавшие внешность художника приятнее. У него была непропорционально большая голова, нижняя губа отвисала, а речь была шепелявой и отрывистой. После полученных переломов походка его изменилась, он раскачивался из стороны в сторону. Чтобы хоть как-то скрыть эти дефекты, он отрастил бороду, стал носить черный котелок и ходить с короткой тростью с загнутой ручкой, которую он в шутку называл «крючком для ботинок».

Понимая, что ему теперь не светит ни военная, ни политическая карьера, равно и как удачная женитьба и высокое положение в обществе, Лотрек решил проявить себя на другом поприще. Он не стал никого обвинять в своих несчастьях, не озлобился на мир, а взял в руки кисть, краски и стал творить свою судьбу сам.

 

Упадок и разрушение

Приехав в Париж, он поселился на Монмартре. Еще совсем недавно (по тем временам) это был лишь пригород, деревушка с мельницами, но к моменту приезда Анри это место наводнили кафе, кабаки, кабаре и бордели. Жизнь здесь была дешевой, поэтому сюда как магнитом тянуло бедняков, пьяниц, проституток, прожигателей жизни, разный сброд, а также художников, танцоров, актрис и других представителей творческих профессий. Отвергнутые обществом и самой жизнью, эти люди оказывались среди себе подобных и более не чувствовали себя изгоями.

Здесь, на Монмартре, Лотрек получил то, чего ему никогда не смог бы дать высший свет – признание. Добрый, умный, обаятельный, он всегда первым смеялся над своим уродством и никогда не потешался над чужим. Ему не было свойственно высокомерие аристократа, ко всем он относился, как к равным, даже к тем, кто опустился на самое дно.

Лотрек и сам был близок к тому, чтобы последовать туда, на это самое дно. К 30 годам он был законченным алкоголиком. Его утро было продолжением бурного вечера и начиналось в каком-нибудь кабачке, куда он заходил выпить белого вина. Проспав всего пару часов, художник отправлялся в свою мастерскую работать. А потом снова кабаре, абсент, кадриль, объятия продажных женщин… Пьянство и сифилис сделали свое дело. Не оказывая влияния на его феноменальную работоспособность, они годами подтачивали его здоровье. Лотрек пробовал лечиться, но неизбежно возвращался к бутылке. Ни друзья, ни близкие не смогли отвратить его от этого пути. Он умер на руках у матери 9 сентября 1901 года в возрасте 36 лет.

 

Под крышами Монмартра

Несмотря на эти жутковатые факты биографии, Тулуз-Лотрек оставил после себя богатое наследие: 737 картин, 245 акварелей, 369 гравюр, около 5000 рисунков.

В Воронеж привезли 52 литографии из частных собраний Германии, Бельгии и Франции. Каждая была снята с оригинальных реконструированных основ, которыми пользовался сам Лотрек. Все литографии выполнены в технике «пошуар» (фр. pochoir – «трафарет»): краска наносится на плоский камень вручную через трафарет, вырезанный из бумаги или картона. Такой способ позволяет получить четкий яркий рисунок. Каждая работа, представленная на выставке, имеет сертификат подлинности.

salong

Картины, афиши, плакаты – Лотрек не останавливался на чем-то одном. Он писал маслом, пастелью, работал тушью, мелом, делал наброски углем и карандашом. Использовал холст, но чаще картон, а также все, что попадалось под руку, например, часто рисовал на салфетках официанток и посетителей кафешантанов. Он был экспериментатором. Любил яркие цвета, гротескные формы, необычных людей и непривычные сюжеты. Его называли «гением уродства», но его почти карикатурная манера письма обнажала саму суть того мира, в котором он жил, – мира вина и абсента, душных кабачков и шумных кабаре, темных подворотен и борделей.

Монмартр был его вдохновением. Творчество Лотрека во многом автобиографично. С его литографий на нас смотрят реальные люди, с которыми он водил дружбу либо просто время от времени встречался. Это Аристид Брюан, певец, балагур и хозяин кабаре «Мирлитон», это Ла Гулю, танцовщица и звезда «Мулен Руж», которая однажды во время танца ножкой сбила шляпу с самого принца Уэльского. Ее товарка Жанна Авриль, певица Иветт Гильбер, клоунесса Ша-У-Као, ирландская певица Мэй Белфорт. Это и проститутки, с которыми Лотрека связывали теплые дружеские отношения. Анри много времени проводил в борделях, часто подолгу жил там. Он изображал повседневную жизнь домов терпимости, рутину, быт. Девушки не стеснялись ходить при нем раздетыми: им льстило внимание художника. Проституток Лотрек считал лучшими натурщицами за их естественность и непринужденность.

Знакомясь с литографиями Лотрека, отправляешься в путешествие по знаковым местам Монмартра тех времен: кабаре «Японский диван» на рю де Мартир; фотостудия Сеско, на площади Пигаль; «Театр Антуана», 14, бульвар-де-Страсбург, «Мулен Руж», 82, Бульвар-де-Клиши… А по афишам Лотрека сегодня можно судить о репертуаре театров и кабаре того времени. Кстати, именно афиши принесли ему желанную славу – они познакомили с Лотреком уличную толпу. На знаковой для него афише «Мулен Руж: Ла Гулю» он изобразил свою подругу и танцовщицу Луизу Вебер, больше известную как Ла Гулю, и танцора Валентина Бескостного, прозванного так за особенности его телосложения: высокий и худой, он был очень гибким – настолько, что когда танцевал, создавалось впечатление, будто у него нет костей.

Черпал Лотрек вдохновение и в работах своих коллег по ремеслу. Он очень любил импрессионистов, которых тогда сильно критиковали, особенно он восхищался творчеством Эдгара Дега – настолько же талантливого, насколько нелюдимого и холодного человека. У него Лотрек перенял «косые» композиции, создающие ощущение беглого взгляда, брошенного со стороны, а также манеру изображения женщин в не самом выгодном для них свете. Разница состояла только в том, что Лотрек изображал их таким образом, потому что его интересовало все несовершенное и при этом естественное, Дега же был известным женоненавистником.

Оказало влияние на Лотрека и его увлечение японской гравюрой. От нее он перенял линеарность и перспективу. Очень ярко это проявляется в его плакате кабаре «Японский диван», на котором он изобразил Жанну Авриль.

Лотрек всегда старался отразить в рисунке внутренний мир героев, заметить и передать то, чего не видят другие. Всемирная известность пришла к нему только после смерти, но и при жизни он был ценим и востребован. Сейчас представить классический Монмартр, Монмартр времен La Belle poque, без Тулуз-Лотрека невозможно: настолько его работы и даже сам его образ связаны с этим богемным местом. Лотрек – летописец квартала, он король этого «двора чудес», увековечивший своих «подданных» в красках. Благодаря ему мы можем соприкоснуться с той далекой мифической эпохой, узнать Монмартр, заглянуть в его окна и в замочные скважины. Надо всего лишь сходить в музей Крамского.

Алена Радевич

Об авторе

Оставить комментарий