В понедельник 6 апреля в 15 часов по московскому времени стартует VI онлайн-кинофестиваль «Дубль дв@». Смотреть его можно совершенно бесплатно в любой точке планеты, где есть интернет, на сайте d2.rg.ru.
Текст: Валерий Кичин http://www.rg.ru/2015/04/02/d2-nashekino-poln.html
Зачем придуман этот фестиваль? В России ежегодно снимают до ста игровых фильмов, но к зрителям попадает меньше половины. На массовые экраны допущены фэнтези («Вий», собравший около 4,5 млн зрителей), комедии («Любовь в большом городе» — 2,2 млн), анимация («Белка и Стрелка», чуть более 1 млн). Тиражи остальных мизерны, число зрителей, имеющих возможность их увидеть — капля в океане. Это хорошие картины, в большинстве — много лучше фильмов-рекордсменов. Они награждены призами, им аплодировали в США, Франции, Германии, Японии — везде, кроме России, где прокат решил, что «пипл не схавает». Многие фильмы вообще не шли: так было с картиной Владимира Мирзоева «Борис Годунов», с дилогией Сергея Соловьева «Асса-2» и «Анна Каренина» и многими другими, премьеры которых состоялись на нашем фестивале.
В СССР существовала «полка», где томились идеологически неугодные фильмы, — их скопились десятки. Новорусская «полка» — плод взбесившегося рынка, признающего только немедленную прибыль здесь и сейчас. Заброшенных картин уже многие сотни: кино, которое снимается, чтобы его смотрели, производит «фильмы-невидимки». Наш фестиваль открывает их публике. Интересно: именно забракованные прокатом картины становились его хитами и по результатам голосования публики получали Призы зрительских симпатий. «Мы и не знали, что у нас снимают такое хорошее кино!», — лейтмотив приходящих в ответ мейлов. «Дубль дв@» позволяет хорошему кино и тоскующим по нему зрителям наконец встретиться.
Что мы увидим в ближайшие две недели? Сразу несколько дебютов. «Репетиции» — не только фильм открытия фестиваля, но и фильм-открытие нового режиссера Оксаны Карас. Он, по словам Оксаны, «о сумасшедших отношениях в сумасшедшем городе» — молодой фильм о молодых людях, усердно репетирующих свою жизнь. Снятая два года назад на чистом энтузиазме картина прошла на фестивале в Тбилиси, взяла приз за лучший дебют на «Московской премьере» и залегла на «полку» в полной безнадеге. «Как меня зовут» — молодежная драма, тонкая, точная, чувственная, с отличными актерскими работами — дебют режиссера Нигины Сайфуллаевой. «Класс коррекции» Ивана Твердовского промчался по фестивалям, срубая приз за призом, но у нас его показали на самых неудобных сеансах. Судьбы подростков-инвалидов — горячая тема во всем мире, но наш прокат ее стесняется, зрители к именитому фильму так и не пробились. «Если все…» — дебют Наталии Беляускене в большом кино, картина с грандиозным актером Микаелом Погосяном, история о русской девушке, приехавшей в Армению в поисках могилы погибшего отца, фильм о войне — как о нашей общей беде. Дебюты объединены молодой энергетикой и свежим взглядом на мир, и в них — надежды нашего кино. Надежды, о которых мы не знаем.
Режиссер Андрей Эшпай, мастер известный, выступает с «Элизиумом» — непростой картиной о романтической легенде, связанной с именами поэтов Максимилиана Волошина и Николая Гумилева. После премьеры на «Кинотавре» фильм залег у режиссера дома, его никто не видел. Серебряный век воскреснет и в другом знаковом фильме: «Роль» Константина Лопушанского участвовала в конкурсе Московского фестиваля, и на этом ее путь к зрителям оборвался. В ней знаменитый актер (Максим Суханов) увлекается идеями выдающегося театрального деятеля начала ХХ века Николая Евреинова и пытается слить театр с жизнью, прожив чужую судьбу не на сцене, а в реальности.
Не повезло Александру Котту: после ряда успешных сериалов и популярной «Брестской крепости» он снял молчаливое, сражающее эпической красотой, трагическое «Испытание» о любви, вечности и смерти, которую себе кует человечество. Фильм признан лучшим на «Кинотавре», получил Гран-при фестиваля в Токио и полное равнодушие родного кинопроката: по данным «КиноПоиска», его смогли посмотреть… около 2 тысяч зрителей. Чуть больше зрителей — целых 5 тысяч! — у «Дурака» Юрия Быкова, взрывной социальной драмы, которую, правда, показал один из телеканалов — но глубокой ночью, когда все спят.
Кино, искусство синтетическое, вобрало в себя приемы и методы всех братских искусств, от литературы до живописи до, конечно же, театра. Театр как тема и как стиль занимает важное место в фестивальной программе: комедия «Тупой жирный заяц» Славы Росса переносит нас за кулисы провинциального ТЮЗа, «Доктор» Владимира Панкова — эксперимент, выросший из его же музыкально-драматического спектакля в московском театре «СаунДрама» (фабула напоминает «Записки юного врача» Булгакова);«Собачий рай» Анны Чернаковой — семейный фильм о Москве 53-го года, воссозданной в лучезарных тонах детства и почти театральных декорациях.
Главные герои фестиваля в этом году — наши новые лауреаты премии «За выдающийся вклад в киноискусство» творческий и семейный тандем Владимира Меньшова и Веры Алентовой. Меньшов — мастер, владеющий редким секретом: он знает, как соединить массовость своего искусства с высоким художественным качеством. Алентова, актриса великолепная, стала его союзницей в жизни и в искусстве, незаменимой героиней его фильмов, подарив нам интереснейшие роли на экране и театральной сцене. Мы покажем их работы, созданные вместе и порознь: дебютный фильм Меньшова «Розыгрыш» (1976), главную роль Алентовой в драме Юлия Райзмана «Время желаний» (1984) и совместную картину «Зависть богов»(2000).
Как обычно, фестиваль использует все возможности интернета: можно вступить с авторами в прямой контакт, написав им свой отзыв об увиденном и поставив фильму свою оценку по 10-балльной шкале, где высшая оценка — 10. По результатам голосования будет присужден Приз зрительских симпатий, авторы лучших отзывов-рецензий награждаются памятными подарками и фестивальными дипломами. Каждый фильм доступен для просмотра в течение 48 часов, смена программ — в полночь каждого дня. Все подробности, трейлеры, знакомство с режиссерами, фильмы и фестивальный форум — на сайте d2.rg.ru.