Дети, которые играют в историю

0

В семье Веневитиновых когда-то было принято приглашать в свой дом детвору на новогодние и рождественские праздники. И вот уже 20 лет этой традиции следуют сотрудники музея-усадьбы Дмитрия Веневитинова, распахивая двери перед школьниками в канун Нового года.

IMG_7957

Восстановленная дворянская усадьба находится в Воронежской области – это село Новоживотинное Рамонского района. В ушедшем году с 18 декабря «детский десант» атаковал имение Веневитеновых, чтобы приятно и полезно отметить праздники.

Приехали более восьмисот воронежских школьников и, наверное, вдвое больше их родителей. Для гостей сотрудники музея подготовили театрализованное представление, которое помогло лучше понять исконную традицию появления русского Деда Мороза. И оказалось, что в 40-е годы XIX века этот удивительный персонаж появился благодаря чаяниям друга Дмитрия Веневитинова – Владимира Одоевского, который опубликовал сказку «Мороз Иванович». Поэтому дальше ничего придумывать не оставалось, как взять Мороза Ивановича и пригласить в усадьбу вместе с остальными сказочными героями.

Интерактивная программа утренников подразумевает полное погружение в историческую среду прошлой жизни усадьбы. Брались старинные игры и забавы: фанты, жмурки с колокольчиком, моталки. Стоит отметить, что долгие годы потомки Веневитиновых, которые проживают сейчас в Великобритании, финансируют благотворительный Рождественский утренник – присылают средства на проведение этого праздника для детей из малообеспеченных семей. Эта давняя уже традиция, которая, к счастью, живет и по сию пору.

Сотрудники музея не только организовали театрализованное представление, но и сами одним составом играли всех сказочных персонажей. Конечно, учитывался возраст детей, а в целом концепция не менялась – сценическое действо, основанное на литературных мотивах, разбавленное играми и конкурсами. Родителям тоже интересно, они энтузиазмом участвуют в конкурсах – прямо взрослые дети.

Можно, конечно, задать вопрос: «Зачем в музее в игрушки играть?» А вспомните одну из своих школьных экскурсий, все они сводились к единому и невеселому алгоритму – завели, рассказали, показали, вывели. А также неизбежные замечания учителя или экскурсовода: «Не шумите!», «Не трогайте!», «Не отвлекайтесь!» Как из таких экскурсий ребенку что-либо усвоить? Скучно же! С другой стороны, можно и слегка пожурить современных детей, мол, они не заинтересованы в том, чтобы знать историю.

Опыт музея–усадьбы Дмитрия Веневитинова показывает – все это не так. Праздники через погружение в историческую среду, посредством знакомства с реальными персонажами, которые жили в усадьбе, позволяют детям не только усвоить историческое и культурное наследие этого места, но и почувствовать себя в другом времени.

Ни один ребенок не уехал разочарованным или расстроенным, все хотят приехать еще раз и на другие праздники. Дети охотно усваивают знания о прошлом и проникаются атмосферой русской провинциальной усадьбы XIX века. У игр в историю есть результат.

Клеменция Булахтина

Об авторе

Оставить комментарий