Убеждена, нет в певческом крае ни одного любителя русской музыкальной старины, кто не узнал бы сей озорной строчки, что лукаво заманивает вас в плясовой круг. И вот вы уже в плену общей радости! А повод для нее имеется: нашему земляку Митрофану Ефимовичу Пятницкому, известному знатоку, собирателю и популяризатору народных песен празднуется полтора века со дня рождения.
Три года назад отмечалось сто лет первому выступлению уникального хора певцов-самородков, которое подготовил этот человек. С того времени воронежских последователей Пятницкого не покидала надежда, что юбилейный год будет обязательно связан с его именем.
Однако 2014-й – Год культуры. На его небосводе много имен-звезд славных земляков, одна из самых ярких – «Звезда Пятницкого». Она взошла над воронежской степью, когда в семье священника села Александровка Бобровского уезда 3 июля родился мальчик, нареченный, предполагаю, в честь почитаемого святителя Митрофания Воронежского. Эта звезда указывала ему путь к золотым жилам песенных недр, когда уже в зрелом возрасте, будучи членом Музыкально-этнографической комиссии при Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии он совершал экспедиции по родной губернии (плодотворные 17 выездов в 10 сел с 1910 по 1925 годы).
Как всегда, в Александровке Таловского района перед торжественной датой развернется во всей красе многоголосия, традиционных национальных костюмов праздник народной песни, музыки и танца – «На родине Пятницкого». В городе у памятника юбиляру пройдет историко-культурный урок. Будет весело и шумно. А мне хочется отметить памятный день несколько иначе, в тишине, пригласив в гости книги. Митрофан Ефимович был бы им рад. Он слыл внимательным читателем, знал цену печатному слову.
В течение года в Специальной городской библиотеке искусств периодически выставляют на «Книжном подиуме» редкие издания – имена Воронежского края. Предлагаю познакомиться с теми, что впрямую связаны с Михаилом Пятницким.
Несомненно, велика его заслуга в том, что 17 и 18 февраля 1911 года в Малом зале «Благородного собрания» впервые со сцены было показано чистейшее самобытное исполнение песен без налета псевдонародности, как это ощущалось, например, в концертах знаменитого тогда многочисленного хора Дмитрия Агренева-Славянского. Выступающие стояли в боярских костюмах Московской Руси и подавали песни в упрощенном лубочном стиле. Певцы Пятницкого покорили всех красотой звучания, искренностью. Шаляпин, Рахманинов, Нежданова, Станиславский и другие деятели русской культуры высоко оценивали его творческий эксперимент. Бунин восторженно писал: «Это хорошо, как розовые зори, как широкая степь, как зеленый лес! Так хорошо, так хорошо, хорошо!»
* * *
Но еще значимее роль Пятницкого в том, что он зафиксировал для потомков в нотных сборниках, на восковых валиках с помощью фонографа «уходящую старину», песни дедов и прадедов.
Первые из них вышли в сборнике «Двенадцать русских народных песен» 1904 года. Тиражи, в том числе и переизданий, расходились мгновенно.
Именно этот сборник и прихватил Митрофан Ефимович, когда со своим учеником пошел в гости к знаменитому гастролеру Баттистини (по его граммофонным записям Пятницкий постигал тайны вокала). Итальянец попросил исполнить песню из сборника. Пятницкий и его ученик запели «Чтой-то звон», а Баттистини пошел плясать. Затем он попросил еще один экземпляр сборника для библиотеки в Риме. Пятницкий с удовольствием дал.
Подобные интересные факты со слов самого Митрофана Ефимовича записал его племянник Петр Казьмин, тоже наш земляк, уроженец села Третьяки Навохоперского уезда. Он умер за три дня до 100-летия дяди, который стал для него духовным наставником с 17 лет. Как раз в это время в Воронеже переиздали небольшую книжку Казьмина «Страницы из жизни М. Пятницкого». Петр Михайлович окончил словесное отделение Нежинского историко-филологического института в разгар Первой мировой войны. Темой его дипломной работы была частушка. Пятницкий долго не принимал этот жанр всерьез, но племянник смог его переубедить. Любовь к песне сблизила их. Уже с 1925 года, когда Михаилу Пятницкому присвоили звание заслуженного артиста республики, Казьмин стал активно помогать в работе хора. После смерти дяди он возглавлял хор (1927-1964), умело сотрудничая с художественным руководителем – композитором Захаровым, назначенным в 1932 году. Казьмин выступил как автор слов известных захаровских песен «Белым снегом», «Русская красавица», «Березонька», «Русская земля», стал лауреатом Государственной премии и народным артистом СССР.
Судя по обложке, можно судить, через сколько рук и глаз, а скорее сердец, прошла эта книжица. Рядом с ней другая – вид ее более ветхий, да и на будущий год ей стукнет 75 лет. Название – «М.Е. Пятницкий – создатель русского народного хора». Она написана Григорием Дороховым, воронежцем, участником Великой Отечественной войны. Педагог по профессии, он работал заведующим кафедрой иностранных языков в сельскохозяйственном институте, но любовь к русской песне привела его в 1944 году в Воронежский хор, где он стал завлитом, участвовал в фольклорных экспедиция, дружил с основателем коллектива Константином Массалитиновым. Еще до войны из-под его пера вышла книга «Хор Лебедевой» (1940), а после – «Воронежские певцы» (1948).
И, наконец, книга, которой в этом году ровно 100 лет – «Жемчужины стариной песни Великой Руси» (концерты Пятницкого с крестьянами). В Воронеже ее можно увидеть в библиотеке имени Никитина (дар Олега Ласунского), в личной библиотеке у заслуженного работника культуры РФ, заведующей отделением народного хора СМК имени Ростроповичей Натальи Массалитиновой. Может, есть в Воронеже и другие обладатели этого раритетного издания.
В книге – лучшие песни, записанные Пятницким на фонографические валики и переложенные на ноты. Здесь образцы былин, исторических, духовных, хороводных, свадебных, весенних песен, протяжных и плясовых, солдатских – все в подлинной народной гармонизации. Плюс программы концертов и отзывы прессы тех лет.
* * *
Привлекает внимание тот факт, что концерты Пятницкого носили благотворительный характер. Так, знаменитые выступления 17 и 18 февраля 1911 года проходили в пользу Дамского благотворительного тюремного комитета для устройства детской сельско-хозяйственной колонии; сбор от концерта в Большом зале консерватории 2 апреля 1913 года поступил в пользу Пречистенского Городского попечительства о бедных, на устройство приюта для детей; концерт в Малом зале Московской консерватории 15 февраля 1914 года был в пользу Общества для пособия нуждающимся студентам императорского Московского университета.
Сама же книга, о которой идет речь, издана типографией «Робертъ Кенцъ» в 1914 году. Шла война. На странице книги крупный текст: «20 % с каждого проданного экземпляра поступают в пользу Всероссийского Земского Союза помощи больным и раненым воинам». Цена – 2 рубля.
Подержать книгу в руках мне посчастливилось на занятии Натальи Массалитиновой. Ребята ее класса поют все песни из сборника. Этот редкий репертуар может украсить любой концерт. Предполагал ли Митрофан Ефимович, что воронежские песни, им собранные, будут петь молодые девушки и юноши через сто лет? Я думаю, что он об этом мечтал.
В 2010 году появился более доступный сборник с песнями Пятницкого – книга «Со любимой со сторонушки». Она была подготовлена в Воронежском областном центре народного творчества Елизаветой Цветковой, кандидатом искусствоведения, ученицей известного этномузыколога Галины Сысоевой. Елизавета Викторовна проделала колоссальную работу, она перевела в нотный вариант 45 песен, записанных Пятницким на восковые валики. Материалы предоставил Российский государственный архив фонодокументов в виде магнитных копий и грампластинки 1914 года.
* * *
Вернемся к Книге и помечтаем еще об одной. Ее пока нет. Но она может быть. И рассказать о воронежцах, усилиями которых сохранялась и сохраняется память о Пятницком. Герои этой книги – музыканты Наталья Массалитинова, Галина Сысоева, Елизавета Цветкова, возрождающие песенное наследие нашего края; это авторы памятника Пятницкому Эльза Пак и Иван Дикунов; создательницы первой экспозиции музея в Александровке Алиса Филиповна Кретова и Мария Ивановна Овчинникова; это и хранительница еще одного музея – «Русская песня» имени Пятницкого – Римма Харахурсах (а у истоков данного стояли композиторы Яков Гальперин и Петр Макиенко); автор песни «На родине Пятницкого Александр Токмаков; кинорежиссер Василий Панин, снявший фильм «Певучая Россия» о жизни Пятницкого; авторы книг о нем Григорий Дорохов и Петр Казьмин; это художники, изобразившие на своих полотнах Пятницкого. И многие-многие другие. Родиться этой книге в Воронеже сам Бог велел.
Надежда Красикова
Иллюстрация Марина Демченко