Церетели на пленэре

0

Финальным штрихом Академического пленэра в Острогожске, посвященного 175-летию со дня рождения И.Н. Крамского, стало замечательное событие. 1 октября в Воронеж прилетел Зураб Церетели – знаменитый художник и скульптор, президент Российской академии художеств, человек, который знал лично Пикассо и Марка Шагала. Сразу из аэропорта он отправился в Острогожск – в гости к художникам.

– Зураб Константинович, вот вы сейчас ознакомились с работами, которые были сделаны художниками в течении десяти дней на Острогожском пленэре. Поделитесь впечатлениями.

– Мне понравилось. Замечательные вечерние, солнечные и дождливые пейзажи. С любовью описана своя земля, родная природа – это чувствуется, когда смотришь на эти картины. Хорошие художники всегда эмоционально правдивы, и им, кстати, надо помогать, создавать условия для работы – это возвратится сторицей. Я бывал на выставках в разных странах, но российская доброта, особенно в провинциальных городках и селах, ни с чем не сравнима. Сегодня я увидел светлые лица, добрые глаза, лучезарные улыбки, услышал слова благодарности от многих людей. Вот поэтому, когда меня спрашивают, как я могу так много работать, откуда я беру силы, я всегда отвечаю: от вас. От людей, от природы. Это много значит. Доброта поднимает
настроение и помогает жить.

– Не захотелось ли вам после прос­мотра работ и самому принять участие в пленэре?

– Не буду скрывать, конечно, захотелось! Кто знает, может в следующем году эти ощущения вспомнятся с новой силой, тогда заброшу всю остальную работу, возьму с собой только мольберт и краски и приеду сюда на пленэр.

– Академический пленэр не впервые проходит на Воронежской земле. В прош­лом году он базировался в Третьяках, итоговая выставка работ художников была организована у вас, в Российской академии художеств. Есть ли какие-то особенности Острогожского пленэра по сравнению с Третьяковским?

– Главное отличие – это работы, которые я сегодня увидел. У каждого художника свой стиль, своя творческая манера, своя индивидуальность, отношение к небу, к земле. Вообще, художники – это особый народ. Никто не видит, как протекает у них творческий процесс, какие появляются мысли – публика наблюдает лишь конечный результат. А ведь один и тот же предмет или живописный уголок природы художники описывают по-разному. В этом воочию можно убедиться на примере нынешнего пленэра – это нас­тоящее богатство. Я думаю, что обязательно нужно выбрать лучшие работы и поместить их в музей.

– Сегодня много говорят о русской традиционной культуре и небрежном отношении к ней молодого поколения. Вы согласны с этим?

– Нет, наоборот! Вот я провожу мастер-классы, ко мне приходят и рисуют дети и я вижу, что они – просто уникальнейшее поколение. Кстати, сегодня буду проводить мастер-класс и в Острогожске.

– А вы вообще часто эти самые мастер-классы проводите?

– Для детей – каждую пятницу!

– Много ли значат эти занятия для вас и что, в первую очередь, стараетесь до детей донести?

– Цель моей работы с детьми – направить их мышление в нужное русло. Повзрослев, они могут стать кем угодно – экономистами, учёными, далеко не все превратятся в художников. Но я хочу, чтобы все они мыслили в дальнейшем через призму искусства. Потому как все хорошее приходит только через искусство, оно играет огромную роль в нашей жизни. И потом, без правильного воспитания система российской художественной школы потеряет смысл. Художественная школа – это не только комплекс профессиональных навыков, но и такой важнейший аспект как развитие личности. Иначе она обречена на исчезновение. Мне бы хотелось воспитать новое поколение художников – творцов, богатых духом, поскольку нужно сохранить классическую художественную систему образования в России.

– Что для вас лично является современным искусством и что такое, с вашей точки зрения, художественные традиции?

– Искусство – это всегда поиск, надо всегда искать что-то новое. Сегодня мы все по-разному одеваемся, а раньше, в СССР, одевались одинаково. Раньше все витрины были одинаковые, а сейчас они разные. Сейчас уже полная свобода. Появилось новое мышление и, соответственно, новое отношение к окружающему миру. Здесь главное, чтобы появлялись талантливые, но разные художники, у каждого из них будет своя аудитория. Вообще пусть народ решает, хорошо или плохо они рисуют, но для того, чтобы развивалась индивидуальность – должна быть полная свобода творчества. А традиция – это учебный момент, художник проходит через него, учится и развивается. Художник ориентируется на себя, он должен проявить себя, показать свою индивидуальность. Но без памяти нет традиций, без уважения к прошлому невозможно оценить достижения настоящего.

– У художников после этого пленэра появилась мечта – чтобы гостиницу ООО «Газпром Трансгаз Москва» в Острогожском районе, в которой они десять дней жили, сделать региональным Домом творчества при Союзе художников. Как вы к этому относитесь? Как вам такая идея?

– Должны художники вместе собираться чаще, это однозначно. И место это прекрасное, очень подходит для данной затеи. Я думаю, если правильно Газпрому объяснить, то всё будет хорошо. Только нужно хорошее название придумать!

Вера Степанова
Фото Юлии Беляевой

Об авторе

Автор газеты «Время культуры»

Оставить комментарий