Совсем недавно в Москве прошел престижный Всероссийский конкурс в области современного визуального искусства – «Инновация». И в номинации «Региональный проект современного искусства» победу одержал воронежец Илья Долгов со своей персональной выставкой «Гербарий». Что ж, настало время поговорить с лауреатом, заодно попытавшись выяснить, как обстоят дела у современного искусства в России.
Открою небольшой секрет: Илья Долгов отчасти мой коллега – мы оба пишем статьи для «Времени Культуры». Но так вышло, что до недавних пор мы не были знакомы, даже заочно. Поэтому мои ощущения были двойственными – с одной стороны интересно написать про молодого воронежского парня, которому нет еще и тридцати, зато есть победа в номинации, где соперниками оказались маститые и именитые конкуренты. Но присутствовало и некоторое смущение – делать материал про того, с кем сидишь в одной лодке, это как-то непривычно. Впрочем, талантливый человек талантлив во всем и журналистика для Ильи Долгова – лишь один из способов реализовать себя.
Ретроспективный взгляд
Сегодняшний лауреат «Инновации» родился в Воронеже, после школы поступил на факультет психологии и философии ВГУ. В семнадцать лет трудно понять, чем хочешь заниматься в жизни, поэтому Илья признается, что его выбор вряд ли стоит считать осознанным шагом. Странная традиция после школы сразу же зачисляться в вуз безо всяких попыток разобраться в собственных желаниях и возможностях сыграла злую шутку и с нашим героем. И все же годы, проведенные на факультете, бесполезными называть не приходится – системное научное мышление и академический подход дали свои плоды. После окончания университета Илья некоторое время грустно занимался дизайном, а затем отправился в столицу. Московский Институт Проблем Современного Искусства – едва не единственная образовательная единица в нашей стране, которая на этом самом современном искусстве специализируется.
Илья Долгов: «Если мне что-то интересно, я стараюсь исследовать эту область. Этапы постижения и атмосфера загадочности притягивают. Однако, разобравшись, что к чему, тебе все сложнее найти вызов, а бороться с рутиной совсем непросто. В искусстве этого нет и быть не может, перед тобой всегда хаос и неопределенность».
Для художника Долгова искусство – это точка соприкосновения его многочисленных интересов, среди которых нашлось место и литераторству, и биологии. Современное же искусство дает ему возможность не механистично оттачивать навык, по сотому разу рисуя натюрмортные горшки, а искать новые пути для воплощения своих идей. По его словам, эта черта – всегда и везде пытаться открыть что-то новое – у него с детства. Но в любом случае творчество не стоит сравнивать с восхождением на Эверест, и к адреналину оно особого отношения не имеет. В этом смысле творчество скорее ближе к науке, в которой одни становятся бюрократами и менеджерами, а другие исследуют непознанную материю.
О недостатках ядерной физики
Илья иронично отмечает, что название московского института, в котором он учился, вполне удачно в силу своей двусмысленности. В современном искусстве действительно много проблем – просто потому, что добиваясь и открывая, ты вынужден отвечать на все новые вопросы. Пожалуй, хочется опираться на незыблемые достижения и каноны, но это невозможно – среда очень динамическая. В этом контексте традиционное искусство все так же манит запахом масла и магическим ореолом, но быстро разочаровывает застоем и ощущением безвременья.
Консервативные элементы всегда ставят барьеры. Но искусство, как утверждает Илья Долгов, искусственно по определению. И оно само регулирует передачу традиций и устоев из поколения в поколение. Не факт, что этому процессу нужны посредники. Йозеф Бойс (немецкий художник, значительный теоретик постмодернизма – прим. авт.) сказал, что каждый человек – художник. Возможно, сегодня разграничение на профессионалов и дилетантов утратило свое значение.
Илья Долгов: «Если откинуть софистику, то остаются вполне очевидные проблемы – к примеру, наличие мастерских. Творческие союзы используют муниципальную собственность, и делиться с нами не хотят, а самостоятельная аренда помещений обойдется весьма недешево. Я убежден, что молодой художник не должен быть перекормлен и обласкан сверх меры, но ему априори нужны пусть даже минимальные, но условия. Хотя в Европе, видимо, перестарались – там творцы лет до сорока кочуют, учатся, размышляют и чувствуют себя слишком комфортно».
Мультиинструменталист без трудовой книжки
Аудитория довольно широка. Есть процент людей искусства – они наиболее квалифицированы и подготовлены. Есть иной слой – коллекционеры и богачи, для которых современное искусство является элементом светской жизни. Покупка работы современного художника в Европе может стать куда более статусным событием, чем приобретение яхты. Ну, а наиболее массовый сегмент – молодежь, для которой подобное хобби стала частью имиджа. В России пока только Москва и Санкт-Петербург вписываются в эти реалии, но и другие города стараются не отставать.
Карьера Ильи Долгова зависла между Воронежем, в котором он сейчас живет, и Москвой, где он участвует в разных проектах и выставках. После кризиса 2008 года арт-рынок «схлопнулся» и до сих пор пытается выкарабкаться. Процентов 80% художников вынуждены подрабатывать и халтурить (иногда – во всех смыслах этого слова). Самое ужасное в том, что, по мнению моего собеседника, это потеря драгоценного времени. На собственные идеи его, времени, порой просто не хватает; в итоге российский художник зачастую проигрывает конкуренцию европейцам, американцам и азиатам, обладающим большими привилегиями, свободами и возможностями. Но… это еще не все. У Ильи Долгова вот нет трудовой книжки. И он явно не один такой.
Илья Долгов: «Это бомба замедленного действия. В какой-то момент у нас будет огромное количество пенсионеров без трудового стажа. Творческие профсоюзы могли бы помочь. А так получается, что мы не защищены и опасливо смотрим в будущее. В Германии деятели современного искусства определяются в профорганизации, членские взносы гарантируют страховку. До 35 лет художник считается начинающим, молодым, он еще учится. Это тот возраст, в котором абсолютное большинство граждан уже вполне целенаправленно определяют свою судьбу. До сих пор не понимаю, почему не сделать стипендии, гранты – вместо тех же премий и призов».
С технической точки зрения Илью можно смело назвать мультиинструменталистом, он владеет разными навыками – и графика, и фото, и видео, и конструирование объектов. Предмет творчества Долгова – сплав трех систем, «природно-технически-человеческое». Переплетение и конфликты этих сущностей превращают работу в подобие натурфилософии. И особый тип познания мира, одновременно практический и отвлеченно-теоретический, стал для художника основополагающим. Неудивительно, что в качестве своего духовного идеала Илья называет Гете. Себя же он классифицировать не любит, но для ответа на частые вопросы придумал ироничную формулировку – «художник-кустист».
***
Воронеж назвать даже одним из центров современного искусства было бы опрометчиво. Едва ли наберется больше десятка тех, кто всерьез занимается таковой деятельностью. Остается лишь надеяться, что местный центр современного искусства (куда входит и Илья Долгов) со временем сможет уверенно встать на ноги и сократить культурную дистанцию, которая лежит между двумя столицами и периферией.
Александр Вихров