Евгений Сальников стал, пожалуй, самым возрастным и опытным участником фестиваля современного искусства «Чернозём», растянутого в этом году на целый месяц (он продлился до 21 сентября). Персональная выставка «Люди Венеры» заставила воронежцев посмотреть в лицо тем, от кого принято отводить взгляд.
Поэтичный топоним обозначает в Липецке главную городскую свалку, давно переполненную. Портреты ее завсегдатаев художник рисовал с 2012 по 2014 годы, из 60 работ привезли около 15. Их развесили в культурном центре «Кампанелла», крошечном антикафе, декорировали под обычную советскую квартиру, где под потолком тянутся бельевые веревки, а книжные полки завешены тканью от пыли и солнца.
– Художники того поколения, к которому принадлежит Евгений Павлович, не все свои картины могли показывать на официальных вернисажах. Работы, написанные чуть свободнее, чем было разрешено, смотрели с друзьями в мастерской. А если материала набиралось на целую выставку, автор мог уговорить жену и пригласить всех домой. Ну, пускай натопчут… Ну, пускай без вина (а сам где-нибудь бутылку прячет)… Тесно, белье сушится, дети описались, собаки гавкают – люди наслаждаются искусством и обществом друг друга. Мы и решили сделать симуляцию квартирника, – пояснил куратор визуальной программы «Чернозёма» Сергей Горшков.
В полной мере симуляции не вышло, по крайней мере, в день открытия. Время уже не то, пришла молодежь, для которой подобная атмосфера – часть мифа о прошлом. Тогда тем ценнее возможность прикоснуться к нему.
Эпатажем Сальников никогда не занимался, в явной оппозиции режиму и канонам соцреализма не состоял. Все настраивал под себя.
– Он выполнял и номенклатурные заказы для Союза художников, для предприятий вроде НЛМК. Все эти гигантские колеса, шестеренки, портреты металлургов, занятия по политинформации… – рассказал коллекционер Андрей Козлов.
– Но на огромном полотне про семью рабочих у него обязательно возникала какая-нибудь собака или кошка, стилизованная под примитив, или дремлющий народ вокруг парторга с газетой. В том же ключе недавняя работа про липецкую свадьбу: невеста вся в белом, и куча «братков» в черном. В Воронеже подпускать такие шпильки было не принято.
Мастер и теперь, насколько можно судить, чужд конъюнктурщине. Да, бомжи. Но не натуралистичные, не чернушные, не отталкивающие – просто люди с другой планеты.
…Венера очень похожа на Землю по ряду физических параметров, только она мертвая. Океаны испарились, осталась скалистая пустыня, в которой ученые-земляне мечтают насадить водорослей. Наша ближайшая соседка покрыта облаками, за ними ничего не увидать даже относительно вооруженным глазом. В честь такой вот планеты в 1922 году и назвали район Липецка, где позже появились садоводческие товарищества и полигон ТБО. До недавних пор там не было улиц и все дома находились в буквальном смысле на Венере…
На первый взгляд кажется, что сочность красок, их неземная и уж тем более не свойственная средней полосе пестрота – дань двухслойному названию. «Утренняя звезда» самая яркая на нашем небе после Солнца и Луны. Однако полистав альбом с репродукциями Сальникова, понимаешь: это его фирменный спектр, его видение мира. О себе художник говорит: «Я французистый». Лица его бродяг проступают из мазков, клочков, ошметков – липчане говорят, что некоторых героев даже можно узнать. Также в образах неуловимо проступает нечто знакомое: врубелевский Демон, альтмановская Ахматова, «оттепельная» девушка-весна, будто сошедшая с титульного листа «Юности».
– Спросишь, как родился тот или иной прием, а Евгений Павлович отшучивается: от лени, мол. Мольберт не поставил, а положил на стол и красок налил, а потом смешал… – пояснила арт-директор частной липецкой галереи «Центр изобразительных искусств» Светлана Иноземцева. – Мастерская у него огромная, как у скульптора. По словам очевидцев, когда у мастера заканчивается какая-нибудь краска, ему неохота идти в другой угол за новым тюбиком, и он использует те, что остались под рукой. И ведь получается гармонично. Свобода и яркость – черты липецкой школы живописи, расцвет которой и представлен творчеством Сальникова. Среду в искусстве у нас формировали люди, скажем так, не простого происхождения, те, кто получил столичное образование и спасался тут от репрессий.
Евгений Сальников – коренной липчанин, потомок первого градоначальника Митрофана Клюева. Учился в Ельце, куда было эвакуировано Орловское художественное училище, у незаурядного живописца Виктора Сорокина. Тот прививал ученикам вкус к русскому и французскому авангарду. Потом Евгений занимался в Суриковском институте в Москве, в мастерской Александра Дейнеки – столпа советского изобразительного искусства. Выставки всех уровней, вплоть до зарубежных, работа в республиканском экспертном совете по монументальному искусству, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени и звание «Заслуженного художника РФ» – словом, 77-летний Сальников, который по-прежнему плодотворно трудится, знаковая фигура не только для Липецка. И шапочное знакомство воронежцев с творчеством этого мастера, ставшее возможным благодаря «Чернозёму», стоило бы продолжить.
«Люди Венеры», безусловно, не претендуют на центральное событие фестиваля даже в отдельной взятой визуальной программе. Там было много любопытного: и инсталляции в Дивногорье, и ослепительное многоцветье картин со всего мира в «Кругосветном путешествии», устроенном галереей «Арт-Пенза», и презентация «Воронежской азбуки» Александра Флоренского, описанной в июньском номере «Времени культуры» (теперь книжка вышла и продается в «Петровском», а рисунки к ней подарены музею имени И.Н. Крамского). Однако разнообразие событий и располагает к тому, чтобы найти «свое». Будем надеяться, читателям это тоже удалось.
Татьяна Ткачева