В конце июня в Острогожском районе нашей области состоялся пленэр, в котором приняли участие студенты художественных училищ из семи российских городов.
Необходимая предыстория
Около года назад по случаю 175-летия со дня рождения Ивана Крамского началась эта история. Директор ВХУ Сергей Гулевский стал организатором и идейным вдохновителем «Академического пленэра», прошедшего на родине знаменитого художника – в Острогожском районе. Идея возникла как своего рода попытка исправить положение дел в нашем художественном сообществе. Дело в том, что многие наши живописцы, что называется, слишком долго варились в собственном соку, а изоляция и обособленность плохо способствуют художественному развитию. Собрав в одном месте и в одно время творцов из разных городов, Сергей Гулевский заложил пробный камень в фундамент единого художественного пространства.
Идеологически это выглядело как некий ответ дерзкой постмодернистской игре, лежащей в основе пресловутого современного искусства. В действительности же – попытка (и довольно успешная) напомнить себе и окружающим о том, какие ценности с давних времен составляли основу живописи, да и творчества в целом. Народные и заслуженные художники России из Москвы, Тамбова, Курска, Липецка, Белгорода и Воронежа, собравшись вместе, произвели серьезное впечатление друг на друга и на почетного гостя – а им был не кто иной как Зураб Церетели. Признанный мастер высоко оценил идею пусть и локального, но все же объединения умов и сердец, и расширил программу – этюды, написанные в окрестностях Сторожевого, Солдатского и других живописных сельских поселений района, помимо Острогожска и Воронежа выставлялись еще и в Москве.
В том же ключе прошел и зимний пленэр «Белое на белом» – формат и размах поскромнее – но зато уверенно и уже с твердым пониманием, зачем и ради чего все это делается.
Нельзя сказать, что (мнимые или реальные) барьеры рухнули, однако собравшиеся обменивались не только телефонными номерами, но и опытом, взглядами, планами. Губернатор Алексей Гордеев оценил благоприятность ситуации и решил придать этой глобальной идее еще и официальный статус, который бы являлся гарантом патроната и должного финансирования.
Десять дней живописи
Июнь текущего года. На базе отдыха ООО «Газпром Трансгаз Москва», что стоит на живописном берегу реки Тихая Сосна, разместили студентов и преподавателей из Пензы, Саратова, Рязани, Орла, Железногорска, Бутурлиновки и Воронежа. Из каждого училища для участия были выбраны по два лучших студента. Воронеж представляла Ольга Попова, дипломант «Дельфийских игр» 2013 года, и Кристина Карнаухова. Да-да, вы не ослышались, мы говорим о студентах. Нынешний пленэр предназначался для более молодой, но отнюдь не менее значимой творческой аудитории.
И вновь инициативу проявил Сергей Гулевский, который хочет, чтобы это мероприятие проводилось на регулярной основе и расширяло свои границы. Если год назад в роли варягов выступили москвичи, то на этот раз к Воронежской области присоединились Пенза, Саратов и другие российские города.
Программа очень насыщенна – участники посещают музеи, памятные места; каждый день пишут портреты, городские и сельские пейзажи. Для этого были выбраны самые живописные места – монастыри Дивногорья и Костомарово, села Новая Осиновка, Рыбное, Коротояк, Гнилое.
Мы, приехав в Острогожский район, позавидовали участникам – ведь студенты каждый день посещают музеи, местные памятники культуры, красивейшие уголки природы Черноземья как, например, село Сторожевое, где с меловых гор открывается отличный вид на Дон.
– Теперь меня в это место тянет постоянно, – признается один из преподавателей воронежского художественного училища Максим Аникандров. – Если хотя бы раз в году сюда не смогу приехать и ничего не написать, то потом очень жалеть буду. Здорово, что у студентов из других городов появилась возможность побывать тут и запечатлеть эту красоту. Я даже представить не мог, что такое масштабное мероприятие можно организовать!»
Студенты разбрелись кто куда – одни затаились с этюдниками в зарослях, другие стали на самом краю стометровой донской кручи. Иногда они отвлекаются от работы и подходят друг к другу, чтобы взглянуть на наброски. Это возможность обмениваться опытом, очень важна для молодых художников, еще ищущих себя.
Но поначалу идиллии и единения не наблюдалось: небольшие группки из тех, кто уже знаком, и занявшие позицию одиночества и замкнутости ребята если не избегали друг друга, то уж точно не стремились стать коллективом. Максим Аникандров – живописец и преподаватель – был куратором. И ему удалось собрать всех вместе, сплотить юных индивидуалистов.
Атмосферу здоровой творческой борьбы подкрепил специальный конкурс. Работы оценивало жюри, в состав которого вошли Олег Савостюк – профессор, заведующий кафедрой МГАХИ им. В.И. Сурикова; Дмитрий Савинков – член правления Воронежского регионального отделения Союза художников России; и другие. Среди них, конечно же, был и директор воронежского училища Сергей Гулевский. По завершении открылась выставка в Острогожском историко-художественном музее им. И.Н. Крамского.
Кстати, эта поездка не выбилась из учебного плана, ведь в начале лета пленэры проходят во многих художественных школах и училищах.
О цене чувств
Гости рассказывали, что в иных городах отношение к художникам у населения более агрессивное, могут подойти к стоящему с мольбертом живописцу, сказать грубость: «Че, Пикассо, что ли? Топай отсюда!» Художник на пленэре всегда оказывается под пристальным вниманием тех, кто оказался рядом. И станет он мишенью для пренебрежения или дорогим гостем – зависит от людей.
Острогожский район достойно соответствует своему культурному прошлому. Местные жители – люди открытые, отзывчивые, они могут угостить молоком на улице или пригласить к себе в гости. Добросердечная открытость всегда найдет отклик, а в душе художника – тем паче. А когда речь заходит о совсем еще молодых творцах, которые только начинают свой путь, – так это и вовсе только на пользу. Вот помимо пейзажных этюдов и стали появляться и портретные. Кто ж откажется, чтоб его нарисовали талантливые гости?
Сама ставка на поддержку студенческой живописи уникальна в своем роде. Совместное творчество вкупе с радушием окружающих – это очень важно для осознания себя как художника, своего места в профессии. Многие из этих юных участников восторженно признаются, что у них никогда в жизни ничего не было подобного острогожскому пленэру.
А одна студентка воронежского училища вдохновилась увиденной стариной и всем происходящем настолько, что захотела покреститься. И Валерий Гацков – начальник отдела культуры Острогожского района стал ее крестным отцом и отвез для совершения таинства в легендарный пещерный храм села Костомарово. Кстати, о Валерии Александровиче можно написать отдельную статью, сложно переоценить то значение, которое имеет для развития культуры в Острогожском районе этот руководитель. Гацков снискал у участников пленэра просто бешеную популярность, он и его постоянный помощник Евгений Денисов по единодушному мнению художников стали настоящими ангелами-хранителями для всех участников с первых дней существования пленэров. Такое народное признание дорогого стоит!
Наша редакция учредила свой приз зрительских симпатий для участников пленэра, и так случилось, что наш выбор пал на Евгению Радкину из Пензы, которая уже стала, по единодушному мнению жюри, обладательницей Гран-при. Впрочем, такое совпадение красноречиво говорит о недюжинном таланте этой застенчивой студентки. Более того – приехавший на пленер в качестве гостя главный балетмейстер воронежского театра оперы и балета Андрей Меланьин тоже был пленен ее дарованием и изъявил желание купить несколько работ Радкиной, причем сам оценил их в довольно приличную сумму. Первый гонорар, первые деньги, заработанные при помощи любимой профессии – это запомнится на всю жизнь!
***
Последний день. Согласно забавной традиции, заляпанную краской одежду надо сжечь. Студенты не преминули воспользоваться такой замечательной возможностью. Это не просто веселый ритуал, это прощание с определенным этапом жизни и творчества, да, к тому же, и само по себе очень весело.
***
У хорошего дела всегда должна быть перспектива
Без радения организаторов, понимания властей и щедрости меценатов подобным проектам не выжить. «Газпром» радушно поделился своей базой отдыха, воронежский областной «Рождественский благотворительный фонд» при поддержке гражданского собрания «Лидер» выделил крупную сумму – деньги пошли в том числе и на проезд и питание студентам. Вопрос с подарками (этюдники, краски и прочие предметы арсенала живописца) решил известный воронежский меценат Александр Бубнов, а глава Острогожского района Сергей Хорошилов и его заместитель Светлана Хатунцева серьезно помогли с организацией.
Для нашего региона такая практика крайне полезна, особенно если ее будут продолжать и развивать. Как отметил Сергей Гулевский, подобные мероприятия планируется проводить ежегодно. Постоянными станут осенние академические пленэры и летние студенческие. И это как минимум. Некоторое время назад уже поднимался вопрос о том, что базу отдыха «Газпрома» можно превратить в Дом Художника. В Воронежской области трудно найти место лучше – и исторически, и территориально, и в плане образцов визуального материала для создания живописных произведений.
Ведутся разговоры о том, чтобы и ближайшее зарубежье подключилось. В потенциале и мечтах – еще и зарубежье дальнее. Теперь уверенно думается, что мечты эти вполне реальны.
Ольга Гуцу, Александр Вихров
Фото Александр Нечаев, Александра Рогозина