Новая концепция оформления музея-усадьбы Веневитинова позволила полностью обновить экспозицию, благоустроить парковую зону и внести свежие штрихи в образ самого строения. Торжественное открытие отреставрированного музея состоялось 1 июня.
Усадьба Веневитиновых является памятником истории и архитектуры федерального значения, а также единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой ХVIII века, восстановленной, можно сказать, полностью – двухэтажный дом, флигель, прогулочная парковая зона на берегу Дона.
Автором проекта обновления комплекса стал заслуженный художник РФ Николай Симонов. Ранее мы уже рассказывали об активном обсуждении концепций восстановления усадьбы («Белый цвет против…» – №18, июль-август 2012 г). Еще тогда у подхода, предложенного Симоновым, имелись и сторонники, и противники.
Чтобы создать современный облик музея-усадьбы, Симонов разработал новые подходы к экспонированию. Он использовал художественно-образные эффекты и современное мультимедийное оборудование, которым теперь оснащен почти каждый зал. Так, в комнате, посвященной философским взглядам Дмитрия Веневитинова и его «Обществу любомудрия», можно увидеть фильм о немецких мыслителях, оказавших влияние на взгляды членов этого общества, а в зале истории Веневитиновых – на мониторе ознакомиться с отсканированными копиями старинных документов, которые связаны с семьей литератора.
Под руководством Симонова воронежские художники Сергей Гулевский и Ольга Дмитриенко занимались оформлением экспозиции второго этажа. Основной их задачей было донести историческую информацию о дворянском роде Веневитиновых, которая не использовалась ранее.
Музей стал белым внутри и снаружи. Вместо традиционных штор – проекции, которые имитируют в окнах движущиеся в танце фигуры. Стоит отметить, что среди экспонатов немало подлинных элементов (фотографии, грамоты), но благодаря сотрудничеству с московскими и петербургскими музеями появились цифровые копии редких архивных материалов и мебель XVIII-XIX веков. Кроме того, усадьба наконец получила право экспонирования акварелей, гравюр и цифровых копий живописных полотен, которые находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Несмотря на споры и разночтения, финальное решение было принято в пользу проекта Николая Симонова. И сегодня функциональные возможности усадьбы значительно расширились за счет нового осмысления пространства. Теперь здесь могут проводиться и театрализованные представления, и творческие встречи, и выставки, и концерты – музей стал по-настоящему уникальным и технологически современным, сохранив при этом свой исторический облик.
Бэла Маяковская
Фото Александр Нечаев