Не так давно в Острогожске прошел всероссийский академический пленэр, приуроченный к юбилею И.Н. Крамского. Поездка оказалась весьма плодотворной – художники написали около 300 работ, лучшие из которых были выставлены в Острогожском художественно-историческом музее и получили высокую оценку президента Академии Художеств Зураба Церетели. Оказалось, что на воронежской земле хотят и могут проводить подобные масштабные мероприятия, поэтому губернатор Воронежской области Алексей Гордеев поддержал идею сделать академический пленэр ежегодным.
Сегодня можно говорить о зарождающейся в Воронеже традиции совместных пленэров. Для участников они имеют большое значение – ведь художники получают возможность учиться друг у друга, обмениваться накопленным опытом.
Интересным наблюдением поделился с нами известный воронежский художник Евгений Щеглов. Он считает, что пленэр позволяет воронежцам посмотреть глазами приезжих художников на привычные пейзажи и ландшафты: «Мне интересно, какие они находят нюансы, особенности, отличительные черты знакомых мне мест, которые я в силу «замыленности» взгляда, может быть, перестаю замечать. Когда я смотрю, как иногородний художник пишет тот ландшафт, который близок мне, мое восприятие тоже начинает обостряться. На пленэре можно учиться до бесконечности. К тому же приезд признанных художников задает серьезный тон. Выдержать такую конкуренцию – это, прежде всего, твоя личная победа».
В подкрепление зарождающейся традиции в начале февраля в окрестностях села Костомарово прошел пленэр «Белое на белом». Его можно назвать «пленэром пяти художников». Организатором, идейным вдохновителем (и его же участником) вновь стал директор художественного училища Сергей Гулевский. Помимо него, в пленэре приняли участие воронежские художники Евгений Щеглов и Александр Лавров, липецкий художник Олег Малявкин и острогожский мастер Александр Горешнев.
Если осень отличается от остальных времен года огненной яркостью и буйством красок, то приходящую ей на смену зиму хочется назвать временем безмятежного великолепия. Художники, не оставаясь равнодушными к тихим зимним пейзажам, вооружаются этюдниками и уходят в поисках сюжетов для своих картин подальше от города. Туда, где небо и земля, взаимодействуя, отражаются друг в друге.
Белое на белом – такую задачу поставили перед собой художники. И хотя погода не совсем способствовала решению этой задачи – снег своевременно начал таять – художников это не расстроило.
«Во все времена года земля темная и плотная, а зимой наоборот. Зимой светлое небо и светлая земля. Но – со своими тонкими нюансами, оттенками, которые и должен художник передать», – рассказал нам о названии, которое он дал пленэру, Сергей Гулевский.
Костомарово нередко называют Русской Палестиной – отдельные элементы ландшафта якобы напоминают палестинские святыни.
Именно здесь расположен один из древнейших русских монастырей – Спасский Костомаровский. Точная дата постройки монастыря не известна, но предполагают, что он был построен еще до официального принятия на Руси христианства. Рельеф местности вздыбленный – сплошные балки и меловые горы. На возвышенности в меловых пещерах находится главная достопримечательность монастыря – собор Спаса Нерукотворного, вход в который вырезан в дивах – меловых скалах. Когда поднимаешься по ступенькам к этому собору, стоит остановиться хотя бы на мгновение и посмотреть по сторонам – пространство кажется безграничным и пустынным. В меловых горах высечены три «затвора» – кельи для монахов-отшельников, которые вели уединенную жизнь и общались с паломниками и монахами только через небольшие оконца – чтобы взять пищу и записки с просьбами о молитве. Здесь же находится известная на всю Россию пещера покаяния, в которой до революции совершали таинство исповеди.
Летом в монастырь приезжают паломники, но в феврале здесь очень тихо и почти безлюдно. Лишь изредка видишь перемещающихся по территории монастыря монахинь в развевающихся на ветру черных одеждах.
Именно здесь работали художники – они писали меловые горы и белые храмы Костомарово, а в конце дня проходили в трапезную, где их угощали вкусным обедом и горячим чаем.
По итогам пленэра в Воронежском художественном училище была открыта выставка.
Когда смотришь на написанные за эти три дня пейзажи, название пленэра и выставки «Белое на белом» начинаешь воспринимать не только в буквальном – белое небо и белая земля – но и в переносном смысле. Ведь белый цвет является символом мира и чистоты.
Вера Степанова
Фото Юлия Беляева