Пожалуй, особая аудитория фестивалей мультипликации – дети. Все-таки основными зрителями являются именно они, и большая часть выпускаемой мировой мультпродукции рассчитана на детей. Лучшими фильмами для детей минувшего Суздальского фестиваля мультфильмов, отдельные работы которого показали на мини-фестивале анимации в Воронеже 7-8 января, стали две работы – «Ягодный пирог» Елены Черновой и «Зеленые зубы» Светланы Андриановой. Первый – добрый и просто нарисованный мультфильм в лучших традициях советского воспитания – о пользе «волшебных» слов «спасибо» и «пожалуйста». Второй – озорная школьная история о двоечнике, чем-то похожая на мультфильмы сериала «Везуха!»
Но кроме мультипликационных показов, воронежских детей ждало еще одно важное событие фестиваля – мастер-класс режиссера студии «Пилот» Натальи Березовой. Она – автор замечательных и всеми любимых мультфильмов «Моя жизнь», «Про барана и козла», «История кота со всеми вытекающими последствиями», «Про Василия Блаженного». В прошлом году Наталья уже проводила в нашем городе аналогичный мастер-класс во время Большого фестиваля мультфильмов. Приятно отметить, что в этот раз Наталья учла и исправила недочеты прошлого раза: время проведения рассчитано гораздо лучше, да и сам метод претерпел изменения. Кроме того, в этом году новые знания об анимации могли почерпнуть для себя не только дети, но и взрослые.
Зал книжного клуба «Петровский» заполнен целой толпой детишек от совсем маленьких, лет 5-6, до подростков. К тому моменту, как приходит Наталья, рабочие места уже полностью оборудованы и готовы к работе: в комнате расставлено 6 столов в окружении множества стульев, а волонтеры уже рассадили детей по местам. После краткого представления сразу переходят к основной части: времени очень мало, зал предоставлен нам всего на два часа. Свет гасят и на большом экране транслируют смешной мультфильм Натальи из цикла «Гора самоцветов» – «Про барана и козла». Сказка про то, как умный козел и медлительный баран перехитрили волков и медведя. После просмотра Наталья подходит к проектору и объясняет сегодняшнее задание: детям предстоит вырезать героев мультфильма из уже распечатанных заготовок (чтобы сэкономить время) и снять несколько коротких сценок. Главное – чтобы каждый успел попробовать.
«Сегодня мы будем работать методом перекладки, потому что в условиях отсутствия студии это самый легкий способ. Сначала вырежем первого персонажа – барана. Разрезаем отдельно туловище, голову, руки и ноги, чтобы все это могло двигаться. А теперь смотрите», – Наталья осторожно выкладывает на стол под лампу первого героя, а все ее действия транслируются через проектор на стену. Она продвигает голову чуть вперед, и кажется, что баран чем-то удивлен или заинтересован, вдавливает голову поглубже в плечи – напуган, и т.д. «Но это еще не все: чтобы во время работы детальки не сдвигались, мы делаем крепежи (аккуратно отрывает кусочек специального пластилина и вдавливает его в конечность куклы, а потом в фон)».
Сделать козла оказывается гораздо сложнее, чем барана, потому что у него много деталей и все отрезаются отдельно. Я уже не говорю о баране с мешком на голове, на котором можно тренироваться открывать и закрывать глаза, или о волке, который курит трубку. Детям раздают заготовки, а, чтобы все получилось по-честному, за каждым из 6 столов сидят волонтеры, готовые в случае затруднения помочь маленьким аниматорам. Пока дети заняты, Наталья (скорее для взрослых) рассказывает о том, как делались мультики нашего детства. Сначала рисуется раскадровка: это своеобразная таблица, где напротив каждого кадра пишут звучащие реплики, фрагмент сценария и сколько секунд он длится. Все это кадр за кадром прорисовывает мультипликатор. После этого художник-прорисовщик рисует все заново, маркером, по уже готовому образцу.
Как образец ему дают фигуру персонажа в разных ракурсах, а его задача – сохранить нужные пропорции, выражение лица или расположение полосок. Мультипликатор рисует лишь движение, а прорисовщик воссоздает замысел художника до мелочей. Потом технический отдел сканирует каждый кадр. А до применения компьютера картинку переводили на целлулоид и раскрашивали. Этим занимался заливщик: закрашивал все с обратной стороны, чтобы не залезать за контур фигуры, и при этом сохраняя все тени. На один кадр уходило около 3 часов. И только в конце кадр за кадром накладывается на фон и снимается. В качестве наглядных экземпляров Наталья привезла с собой целлулоиды с известными героями из мультика «Следствие ведут колобки». Пока взрослые с шепотом восторга передают эти реликвии своего детства друг другу, дети уже заканчивают колдовать над героями.
Теперь настало время для самого интересного – съемок. Для этого еще до начала мастер-класса приготовили два стола, хорошо освещенных сверху настольными лампами на ножках. На столах лежит фон – картинка с опушкой леса и бревном посередине. Над столом закреплен фотоаппарат на штативе, подключенный к компьютеру. Снимают в настоящей профессиональной программе аниматоров: когда кто-то двигает своего персонажа, на экране остается темный след, чтобы человек мог проследить, не слишком ли резко и неправдоподобно двигается персонаж. Чтобы процесс шел быстрее, за одним столом историю сочиняет сама Наталья Березовая, а за другим ей помогают преподаватели школы-студии «Телескоп» Сергей Болгов и Елена Волкова.
После того как первая партия счастливчиков уже отсняла свой сюжет, их место занимают следующие. Ради экономии времени Галина придумывает прекрасный ход: всем подходящим к столу, она гордо заявляет: «А у нас тут собирается стадо баранов. Видите? – и показывает на сгрудившихся у стола детей. – Костя – ты первый баран, Маша – второй, Даша – третий, Настя – четвертый и т.д. » Какой-то ребенок спрашивает, что же будут делать бараны в таком количестве, неужели драться? «Нет, они просто будут проходить стадом», – не теряется Галина. Тут же ее осаждают сзади: маленькая девочка лет 6 всхлипывает из-за того, что ее барана не взяли в эту смену. «Так, меняем план действий, – бодро заявляет Галина. – У нас появился еще один внеплановый баран, который будет стремительно влетать в кадр и лететь по небу. Его мы будем отдельно анимировать с Катей. Поехали!» Но дети уже не нуждаются в руководстве взрослых: они отлично ладят с техникой, с баранами и между собой. В результате к концу второго часа мы имеем несколько вариаций на тему только что просмотренного фильма, где волк падает за бревно, баран превращается в козла, проходит целое стадо баранов, а один из них, внеплановый, даже летит по небу.
Кто-то задает Наталье вопрос: зачем устраиваются такие мастер-классы – чтобы дать детям представление о будущей профессии или чтобы помочь им самореализоваться? «Нет, что вы. По-моему, все гораздо проще: такие занятия нужны, чтобы развить фантазию ребенка. Для мультипликатора мало двигать персонажей – ему нужно сочинять историю. Чтобы это выглядело правдоподобно. Вот человек на экране открывает рот: как он кричит? У него истерика или меланхолия? Или он проснулся и зевает? Ведь все это разные движения. Как падает семечко? Как прыгает мячик? Как качается маятник? Как ходят люди и животные? Все это должен знать мультипликатор. А для этого он должен обладать любознательностью и умением фантазировать, которые никому в жизни не помешают».
Виктория Лушина
фото Юлия Беляева
2 комментария
Виктория, в вашем тексте ужасная ошибка. Не Галина, а Елена Волкова. Что же имя-то не уточнили?
Редакция «Время Культуры» благодарит Вас за внимание к тексту.