Субъективный обзор воронежских театров. Часть 1.
Полный обзор см. на странице…
Художественному руководителю воронежской Драмы Владимиру Петрову был уготован нелёгкий путь. Он пришёл на смену скоропостижно скончавшемуся прежнему хозяину театра Анатолию Иванову в сложное время. Нужно было одновременно заниматься реконструкцией исторического здания театра, ставить плановые спектакли в нынешнем Концертном зале (что на Советской площади, где ранее драмтеатр дислоцировался) и параллельно налаживать отношения со своенравной кольцовской труппой. В общем, несколько плохо гармонирующих между собой удовольствий в одном флаконе.
Психологический климат в театре был напряжённый, что неудивительно: за 20 лет руководства театра Ивановым артисты привыкли к определённому укладу творческой жизни, вросли в него корнями и даже любые бытовые отклонения воспринимали как угрозу личной безопасности, а уж появление нового начальника-варяга (до Воронежа Петров ставил спектакли в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Омске, Киеве, Севастополе – прим ред.) ознаменовалось панической враждебностью. Впрочем, это тоже логически объяснялось естественным устройством человеческой психики: когда, допустим, умер генсек Брежнев, не было, кажется, в Советском Союзе человека, который бы не подвергся панике и не начал думать, что теперь неизбежно начнется ядерная война со Штатами.
Но самой серьезной проблемой творческого порядка для Петрова всё-таки стало отсутствие молодёжи в театре: кольцовская труппа была достаточно возрастной, актёров моложе сорока на тот момент не наблюдалось, и это обстоятельство связывало руки Петрову – о спектаклях с молодыми главными героями, вроде «Ромео и Джульетты», мечтать не приходилось. Любой, даже лёгкий намёк на разговор о молодом пополнении нервировал труппу, которая вела себя в точности, как в булгаковском «Театральном романе»:
«…группа старейшин рассуждала так: мы ищем, жаждем ролей, мы, основоположники, рады были бы показать все наше мастерство в современной пьесе и… здравствуйте, пожалуйста! Приходит серый костюм и приносит пьесу, в которой действуют мальчишки! Значит, играть мы её не можем?! …основоположники, значит, будут сидеть и растерянно улыбаться, – значит, мол, мы не нужны уже? Значит, нас уж, может, в богадельню?»
Положение усугублялось тем, что в штатном расписании было достаточное количество вакантных мест, чтобы иметь возможность пригласить целую группу молодых артистов, но решиться на такой шаг мог лишь самоубийца. Дело в том, что до сего момента деньги, выделяемые для обеспечения свободных ставок, распределялись между работающими актёрами, что давало им весьма существенное материальное подспорье. Лишить их дополнительного дохода – это своими руками создать коллектив сплочённых врагов у себя же в доме. Но другого выхода Петрову не оставалось, ибо – в силу своей порядочности и немалого опыта – радикальных действий вроде тотальной кадровой чистки он предпринимать категорически не хотел, хотя и обладал на тот момент неограниченным кредитом доверия губернаторского верха. Петров твердо намеревался сохранить основную труппу, тем более у него перед глазами был печальный опыт реформирования многих театров с крепкими традициями (начиная с той же Таганки), и чем заканчивались подобные опыты, он тоже знал превосходно.
Худрук всё же решился на непопулярный шаг, взял в театр молодёжь на свободные ставки – заработки труппы естественным образом понизились (вернее, они просто стали соответствовать действующим окладам), а ожидаемый конфликт не замедлил себя ждать.
Страшен творческий человек, когда посягают на его кошелёк! В чём только не обвиняли Петрова некоторые старейшины, куда только не писали жалобы и в какие присутственные места с этими самыми жалобами не ходили! Владимир Сергеевич перенёс все эти дрязги с твердостью стоика, на провокации не поддался и продолжил гнуть свою линию, смысл которой лучше всего сформулирован в известной русской поговорке: терпение и труд все перетрут. Результаты труда во время этапа притирки худрука с труппой тоже были неоднозначными – да другими они и быть не могли, чего тут лукавить! Сутью репертуарной политики являлся компромисс: чтобы умаслить народных да заслуженных, приходилось ставить пьесы, от которых отчётливо пахло антиквариатом, а ради компенсации репутационных потерь (в глазах прогрессивной публики, жаждущей Ивана Вырыпаева) со штыками наперевес бросили драмовский молодняк под предводительством режиссёра Никиты Рака. По афише легко угадывалась неоднородность репертуарной политики, и искушенный зритель догадывался, что в театре продолжается подковёрный шухер.
Вслед за трудом наконец-то сыграло и Петровское терпение. Нужно заметить, что кольцовские актёры со стажем – это очень хорошие актёры. Да, эмоциональные и легкоранимые, да, иногда не в меру склочные, но где вы вообще видели актёров всегда белых и пушистых? А важнейшее качество старожилов воронежской Драмы (при всём многообразии противоречий и эмоций) заключается в том, что они – настоящие профессионалы своего дела. Поэтому когда пора скандалов, вызванных ощущением неопределенности, миновала, на переднем плане сохранилось главное – преданность собственному театру. Как-то сразу стало понятно, и что худрук переживает за судьбу воронежской Драмы, бьётся за неё – в том числе в кабинетах местного департамента культуры, и что режиссёр он весьма и весьма даровитый. Исчез и некий холодок по отношению к молодому пополнению, вчерашние дебютанты это тоже почувствовали, перестали пугливо дичиться основоположников. Настроения в труппе приобрели некую общую гармоничность, наконец-то возникло ощущение ансамбля.
И тут-то Драму, что называется, попёрло! Творческая энергия, долгое время не находившая выхода, сдетонировала не только на сцене родного театра, но и выплеснулась на воронежские улицы.
Расскажу, что происходило в период с нынешней весны, хоть и придётся временно сбиться на стиль пресс-релиза. Был День открытых дверей на старте сезона, который совпал с Днём города. Для воронежцев устроили экскурсию по театру, знакомили с искусством Юрия Купера – художника, спроектировавшего новое здание Драмы. Чуть позже придумали эффектный флешмоб на 50-ый показ спектакля «Как я стал». Зрители поздравляли актёров, атмосфера сложилась теплая и, слава богу, не камерная. Показали спектакль «Ворон» в концертном варианте 9 мая на сцене у «Утюжка», а 21 июня в Зелёном театре. Актёры тогда возложили венки у братской могилы в Центральном парке вместе с горожанами. Придумали совершенно уникальный набор флеш-акций: на вокзале, в ЗАГСах с подарочными сертификатами молодожёнам, фото с горожанами в Кольцовском сквере и на улице возле театра – всё это в поддержку спектакля «С любимыми не расставайтесь». Кстати, сумели снять документальный фильм с участием воронежцев специально ко Дню семьи, его тоже показывали перед этим спектаклем. Более того: пригласили в театр почётных гостей – семейную пару, прожившую в браке более 55 лет, которая вместе с остальными зрителями и специально приглашёнными по этому случаю священнослужителями провела содержательный диспут на тему семейной жизни. А чего стоит большая программа на нескольких сценических площадках во время всероссийской акции «Ночь в театре»? Ведь Драму тогда бесплатно посетили почти 1500 человек, артисты работали до четырех часов утра. Воплотили в жизнь акцию СИТО (современное исследование театральных объектов) «Иван Вырыпаев. Избранное». Получили эксклюзивное разрешение на прочтение «Солнечной линии» от Ивана (права на пьесу принадлежат театру «Современник») – особый подарок для воронежцев. Каждая пьеса заканчивалась обсуждением и зрительским голосованием. В рамках СИТО зрителям показали фильм Kislorod – акцию приурочили к Году российского кино. Что ещё? Ах да, именно театр Драмы выступил с инициативой Театрального субботника. Не так давно актёры воронежских театров, журналисты и краеведы собирались на уборку территории вокруг старинного особняка, памятника архитектуры на улице Сакко и Ванцетти. Навели порядок вокруг, заодно почистили и вымыли фасад. Здорово?
Что ещё? Конечно же, многочисленные читки в кафе-партнёрах театра. Это уже постоянная инициатива молодёжи при активной поддержке театра. А открытие театрального сезона в этом году? Когда более 300 зрителей собрались во внутреннем дворе, где был показан актёрский капустник. Пришли и участники труппы, и директор с худруком, а потом устроили танцевальную вечеринку, причём, чтобы не беспокоить жителей близлежащих домов, музыка для танцующих шла в наушниках их мобильных телефонов… Да блеск!
Для чего я всё это рассказываю? Чтобы подчеркнуть: ещё никогда театр Драмы не был так активен, так разнообразен в своих действиях по привлечению зрителя, как сейчас, и делают это кольцовцы с удовольствием, максимально открыто и дружелюбно. Поэтому и результаты очевидны и впечатляющи. А если говорить о внутренних достижениях, то блестящая недавняя премьера «Вишневого сада», в которой и основоположники и молодёжь показали себя абсолютно гармоничным ансамблем, дала окончательный ответ: недавние проблемы ушли в прошлое, театр наконец-то на подъёме – и начинается его новейшая история, за развитием которой следить будет чрезвычайно интересно.