В этом лаконичном и, казалось бы, совершено безэмоциональном названии выставки неожиданно оказался зашифрован ключ к пониманию мировосприятия этого художника. Экспозиция, которая включает более 50 работ, открылась15 апреля в актовом зале художественного училища и посвящена 60-летию Сергея Петровича. Как он сам считает, лишние слова в искусстве не нужны: работа или глубоко трогает тебя или нет, третьего не дано.
Впрочем, об этом немного позже. В нашей беседе мы коснулись всего нескольких тем, но именно без них невозможно представить жизнь директора Воронежского художественного училища – человека, который за долгие годы руководства не только не растерял страсти к творчеству, но и задался целью сблизить и объединить художников из разных городов России.
О руководстве
Сергей Гулевский возглавляет художественное училище с 1990-го года. Нашел ли он за столь долгий период секрет идеального сочетания деятельности руководителя и живописца? Без сомнения, да! Конечно, времени на то, чтобы наедине с кистью и мольбертом воплощать те или иные живописные задумки, остается крайне мало. Но, как признается Сергей Петрович, мысль о творческом поиске его не покидает никогда, – какие бы бытовые и приземленные вопросы он ни решал. А совмещать несовместимое ему помогает коллектив училища.
«Мне не приходится мучительно разрываться между деятельностью директора и художника, – рассказывает Сергей Гулевский. – Потому что руководить мне довольно легко, так как у нас прекрасный коллектив: мы друг друга хорошо понимаем, и мне не приходится ничего объяснять по два раза. Рисовать случается не так часто, как хотелось бы, но это очень важная часть моей жизни. Но делать это важно еще и потому, что, дабы учить изобразительному искусству, нужно быть одновременно и педагогом, и художником, и воспитателем. Но главное – нужно самому стать настоящим мастером, иначе кто тебе поверит? Студентам важно видеть наглядный пример и образец – без этого никак».
О студентах
То, что неизменно замечает каждый человек, работающий с учениками, – как быстро они вырастают и как стремительно летит время. Когда за плечами 24 года руководства, есть возможность погрузиться в увлекательнейшее сравнение, основанное на многолетнем наблюдении: как вместе с меняющимся миром меняются те, ради кого существует учебное заведение. Что представляют из себя нынешние студенты училища, и какими они были раньше – вопрос важный. Ведь многие из этих людей – будущее нашего искусства. Или, быть может, любые перемены здесь – наносное, а суть ост/
Сложно сказать, насколько изменились наши студенты за эти годы – ведь за этот период стали другими мы все, в том числе и люди старшего поколения, – комментирует Сергей Петрович. – Иногда я ловлю себя на мысли, что все-таки отстаю от жизни – нынешние 16-17-летние выросли в то время, когда вокруг очень много информации, все происходит очень быстро, и поэтому дети очень рано взрослеют. И я нередко замечаю, что, когда эти ребята приходят к нам, они уже ведут себя увереннее своих родителей. Но точно могу сказать – молодежь, которая учится в художественном училище, а также все те, кто получают гуманитарное образование, обладают важным качеством. Они не растворяются в окружающем хаотичном современном мире, а всегда создают мир свой собственный. Впрочем, это, конечно, касается художников всех времен».
О пленэрах
То, что сразу понимаешь, когда смотришь работы юбилейной выставки Сергея Гулевского – пейзажная тема особенно близка этому человеку. Щемяще-пронзительные зарисовки летней и осенней природы, мягкие приглушенные краски, лаконичные, но тактично и точно выверенные мазки – все вместе это кажется разговором о самом сокровенном. Часть картин создана на пленэрах, организатором и идейным вдохновителем проведения которых стал он сам. Ежегодные академические и студенческие пленэры, которые проходят уже несколько лет, стали настоящим брендом художественной жизни нашего региона. Проект получил поддержку губернатора области, а участниками событий стали такие мэтры российского искусства, как Зураб Церетели и Олег Савостюк. Основной лейтмотив проекта – сплочение художников разных городов, создание единого творческого пространства на почве приобщения к самому что ни на есть классическому виду работы над картиной – на лоне природы. Как справедливо замечают многие участники проекта, одно только слово «пленэр» пробуждает в душе художника самые теплые чувства. Тем более что все происходит в Острогожском районе – на родине великого русского художника Ивана Крамского.
«Работа над развитием этого проекта стремительно продолжается – уже в июне в Новой Осиновке Острогожского района пройдет очередной студенческий пленэр, – сообщает Сергей Петрович. – Мероприятие находится под патронатом Российской академии художеств. В событии примут участие художники из Воронежа, Саратова, Пензы, Орла, Рязани и Петербурга, а также студенты из Симферопольского художественного училища республики Крым. На пленэрах всегда присутствует неповторимая атмосфера, которая создается, в первую очередь, самими живописцами. Результаты проекта – объединение художников и пробуждение в них новых творческих сил. Как мне кажется, пока все это удается».
О современном искусстве
Удивить кого-то сегодня сообщением о конфронтации современного и академического искусства практически невозможно. Однако если времена признания самого факта существования подобного противостояния канули в лету, то на местном уровне споры на эту тему не только не прекращаются, но и в последние годы возобновляются с большей силой. Сергей Гулевский, как руководитель заведения, обучающего основам классического изобразительного искусства, от искусства ВЦСИшников и галереи «Х.Л.А.М» отнюдь не открещивается, более того, с интересом посещает их выставки.
«К сожалению, из того, что я смотрел, на воронежских выставках современного искусства меня мало что сильно впечатлило, – комментирует Сергей Петрович. – Я хотел бы увидеть больше. Но в целом все это обязательно должно развиваться – художникам такого рода тоже надо давать возможность показывать себя и искать своего зрителя. Но главное, я считаю, что нет противоборства между современным и академическим искусством. Здесь нет ни актуального, ни консервативного – есть просто искусство. Подбирать названия этим вещам – самое глупое, что может быть. Искусство должно быть интересным человеку. И тогда мне неважно, в каком стиле оно создано – реализм это, сюрреализм или кубизм, инсталляция или классическая живопись. И к работе не должно прикладываться многостраничное объяснение – она сама должна заставить меня остановиться перед ней и произвести переворот в моей душе».
В этом году юбилей отмечает и училище – ему исполняется 40 лет. Большую половину пути учебное заведение прошло вместе с Сергеем Гулевским. Очевидно, что это был интересный путь в прекрасной компании. Юбилярам остается пожелать хорошей дороги и новых неизведанных путей.
Евгения Панкратова
Фото Ольга Табацкая