17 тонн Благовеста: В Воронеже изготовили самый большой колокол для Исаакиевского собора

0

Пять медальонов с барельефами великих императоров, церковнославянские надписи, обрамляющие верх колокола, вязь украшений и низкий тембр – си большой октавы – таков семнадцатитонный Благовест.

kolokol_vrn

Благовест создан на Воронежском колокололитейном заводе Анисимова (предприятие «Вера»). 16-ый по счёту, он завершает ансамбль колоколов Исаакиевского собора и вот-вот будет поднят на своё место в звоннице — северо-западную часть собора.

Сотрудничество завода с музеем-памятником началось в 2012 году, когда Исаакиевский собор объявил конкурс на восстановление звонницы. Речь идёт об 11 колоколах, отлитых валдайским мастером Иваном Стуколкиным при Александре I, но утраченных после Октябрьской революции. Воронежское предприятие смогло обойти трёх своих конкурентов, и вскоре десять колоколов весом от 14 кг до почти 6 тонн появились в юго-восточной, а ещё один — массой 10 тонн — в северо-восточной колокольне.

Воронежский колокололитейный завод Анисимова («Вера») создан в 1989 году. Считается крупнейшим в России по объёму выпускаемой продукции, техническим возможностям и количеству сотрудников. Предприятие занимается возрождением старинной традиции колокольного литья, которым славился наш город в XIX веке. Поэтому в процессе работы используются как высокие технологии (компьютерное моделирование, цифровая акустическая лаборатория для настройки «голоса» колокола), так и множество ручных операций, характерных для подобного мастерства. Колокола завода звучат по всей России – среди них уникальный 35-тонный колокол для Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде или 16-тонный для Никольского морского собора в Крондштате, а также в США – как, например, 14-тонный в Гарварде.

Этим летом завод Анисимова взялся за другой проект собора — отливку 16-го завершающего колокола. Это самый крупный (17 тонн, 3 метра в диаметре) и самый красивый (барельефы с изображениями Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I — императоров, при которых собор появился и затем видоизменялся) колокол Исаакиевского собора.

1-2

Воронежские мастера готовили его по историческим описям, созданным самим архитектором собора Огюстом Монферраном в 1840 году. Технически многое вызывало трудности — детальные характеристики не сохранились. Непросто оказалось и со сложным рисунком колокола: вся вязь, которая его украшает, «заплеталась» вручную на восковой модели колокола.

Марина Анисимова, заместитель директора завода:
— Благовест нужно было вписать в имеющийся звукоряд колоколов и дополнить ансамбль. На наш взгляд, нам это удалось, звук получился. Кроме того, нужно было выдержать габаритные характеристики: то есть диаметр не должен был превышать 3-х метров, чтобы колокол вошёл в проём, иначе пришлось бы нарушить целостность конструкции. Особенность колокола ещё в том, что его корона спроектирована под исторически сохранившиеся крепления, на которых он и будет держаться.

Однако завод справился с заданием за три месяца и получил высокую оценку комиссии. А в конце октября, преодолев более тысячи километров в специальной защитной плёнке, Благовест прибыл в Санкт-Петербург. Там колокол выставили на специальный постамент у северного фасада Исаакиевского собора, чтобы в течение нескольких дней его величие и сложный рисунок смогли оценить жители и гости Санкт-Петербурга.

Николай Буров, директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»:
— Я хочу, чтобы петербуржцы могли увидеть его, прогуливаясь вдоль собора, внизу. Внизу именно он производит наибольшее впечатление своими размерами. Он больше самого тяжелого колокола Александро-Невской лавры (Газета «Бумага»).

Вскоре колокол займёт своё место. Оценить его звучание, как и полагается, получится лишь по торжественным случаям. Тем временем Воронежский завод Анисимова готовится к следующему заказу – 17 колоколам для Собора Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, или Троицкого собора, который также находится в Санкт-Петербурге.

фото — из архива завода

 

Об авторе

Оставить комментарий