17 художников и 277 работ. 17 граней современной живописи. В экспозицию вошли лучшие работы участников Международного пленэра, созданные в сентябре этого года в Острогожском и Подгоренском районах, а также по 10 персональных картин каждого художника. Свои работы предоставили Олег Савостюк, Владимир Шкалин, Олег Малявкин, Любовь Вижуткина, Елена Динкевич, Ирина Токарева, Иван Гапоченко, Андрей Дубов, Николай Третьяков, Раиса Лебедева, Павел Золотов, Дмитрий Савинков, Николай Третьяков, Александр Лавров, Любовь Савельева, Евгений Щеглов.
«Как случаются лучшие дни»
Около двух лет назад директора художественного училища Сергея Гулевского впервые посетила идея создания в Воронежском крае нового творческого проекта. Первый академический пленэр проходил в Острогожском районе на родине Ивана Крамского и был посвящен 175-летию великого художника. Впоследствии пленэры стали проводится ежегодно, а острогожская земля стала для них настоящим домом. За неполные два года проект успел вырасти в уникальное для Воронежа явление изобразительного искусства. Возможность творить под открытым небом позволила художникам оторваться от жизни города и остаться один на один с вдохновением. Сформировалось единое творческое пространство, в котором возможно не сходя с места получать оценку нового полотна из уст других художников. Ведь не так часто удается услышать непосредственное мнение коллег или даже подсмотреть за манерой их работы.
Искусство – это всегда вопрос восприятия и взгляда на мир, особенно в живописи, где итоговые творения есть не что иное, как обобщение реальности глазами автора.
Прославились академические пленэры и своей уникальной искренней атмосферой. Выставка «На родине Крамского» напоминала встречу старых друзей, которые собрались поделиться последними открытиями и впечатлениями. Она вновь объединила творцов из Пензы, Липецка, Тамбова, Москвы, Курска и даже украинского города Сумы. Пленэры завоевали личный уголок в душе каждого участника. Все 17 живописцев вспоминали о работе в Острогожске с удивительной теплотой. Сколько историй было рассказано и сколько песен было спето за время пленэра, наверно, не смогут сосчитать и сами участники. Случались и горячие дискуссии, разговоры о жизни и живописи. «Эти дни были одними из лучших в моей жизни», – отозвался Валерий Гацков, начальник отдела культуры Острогожского района. Такую атмосферу трудно создать специально, и ее действительно хочется сохранить как можно дольше. «У нас словно сложилось новое творческое объединение, нужно только название подобрать», – прокомментировал Павел Золотов, живописец из Тамбова. Эта мысль хоть и звучит на манер шутки, произносится далеко не впервые. Золотов даже захватил на итоговую выставку гитару. И, как и несколько месяцев назад под острогожским небом, собравшиеся со всей России художники тихонько поют поздним вечером после насыщенного дня.
«На родине Крамского» стала лишь еще одним доказательством целостности сложившегося сообщества. Несмотря на то, что на момент открытия у многих из художников проходили личные вернисажи в других городах России, никто из них не подумал отказаться от участия, сославшись на излишнюю занятость. Словно бы взаимный энтузиазм живописцев стал одной из ступенек к созданию экспозиции. Желание оказаться в приятной атмосфере, вернуться к настроению пленэров побудило художников вновь собраться вместе.
«Пазл из цвета и ощущений»
Итоговая выставка «На родине Крамского» охватывала огромный пласт целей и задач: собрать вместе художников со всей России, предоставить зрителю результат работы на пленэрах и раскрыть новые грани таланта каждого автора. В результате получилось новое, необычное для города явление. Длинная, нетерпеливо ожидающая у входа в музей очередь подчеркивала масштабность происходящего.Чтобы разместить все работы, организаторам пришлось задействовать два выставочных этажа музея. Разумеется, трудно уделить равноправное внимание каждой из 277 картин.Выставочный зал был негласно поделен на секции, каждая из которых отводилась персонально одному из живописцев. Необходимо время, чтобы привыкнуть к «переходам» от одного автора к другому. Не исключено, что подобные выставки даже лучше посещать несколько раз, чтобы в полной мере уловить настроение. Может сложиться впечатление, что в таком изобилии восприятие теряется, а глаз замыливается. Однако«На родине Крамского» производила довольно целостное впечатление. Организаторы старались максимально объединить экспозицию и создать наиболее объемное представление о творчестве каждого автора.
Сальвадор Дали, вошедший в историю как великий сюрреалист, считал, что любой художник должен вначале овладеть основами классической живописи. Если работы, написанные во время пленэров, стали ядром выставки, то отобранные из всего периода творчества показывали, какие художественные стили привлекают авторов. Среди классических пейзажей вдруг обнаруживались картины, в которых улавливались нотки абстракционизма и импрессионизма. Начинаешь сопоставлять – и удивляешься. Рядом могли оказаться работы, выполненные в одном стиле или же цветовой гамме, а могли и абсолютно непохожие полотна. Контраст не всегда был ярким и бросающимся в глаза, однако его трудно было не почувствовать.
Владимир Пименов продемонстрировал несколько почти сюрреалистичных работ: девушка, закрывающая спину зонтом от капель фонтана, или мальчик, напуганный встречей с ангелом. Интерес к импрессионизму же наблюдался в картинах Любови Вижуткиной и Ивана Гапоченко. Павел Золотов привез на выставку несколько гравюр. Олег Савостюк, ставший в силу опыта и мудрости наставником для молодых художников, недавно создал работы «Весна» и «Осень»в непривычном для себя ключе. Художественное сообщество уже ждет от Олега Михайловича продолжение серии времен года.
Возможно, именно разнообразие стилей позволяет полноценно воспринять выставку. Кажется, будто ты разом получаешь представление о последних тенденциях и одновременно можешь сделать выбор, какой автор или же формат находит самый сильный отклик в душе. Словно слышишь 17 откровенных монологов о живописи, поиске форм и личных творческих экспериментах. «На родине Крамского» – не просто подведение итогов, это новый этап во взаимном обучении художников. Подобный выход за рамки помог многим из них увидеть творчество друг друга с неожиданной стороны. «Художник не должен постоянно сидеть у себя в мастерской», – комментирует Олег Савостюк. Ведь для обмена опытом важно не только присмотреться к технике наложения мазка, важно еще и узнать, какой жизненный материал волнует твоих коллег, какую манеру они выбирают для рассказа о нем.
Кроме творений опытных и признанных живописцев, на выставке были работы и относительно начинающих художников. Для них возможность присмотреться к технике и мироощущению других мастеров особенно ценна.
«Пролог в будущее»
Разговоры о том, где же лучше организовать следующий пленэр, начались еще на открытии экспозиции. Уже поступило предложение провести Есенинский пленэр на родине поэта в Рязани и поехать в Тамбовскую область к живописным видам реки Савала. Одной из задач пленэров всегда выступает стремление увидеть по-новому привычные виды. Художник Любовь Вижуткина почти с детским энтузиазмом вспоминала, как рисовала с натуры казачий хор: «Эмоции, которые я испытала, написав этого казака, передаются зрителям Воронежской земли. Будет приятно, если на других выставках, к примеру, Москва услышит музыку Донских казаков. Мгновение должно останавливаться, а мы должны хранить наши прекрасные традиции. Художник в этом вопросе выступает как посредник».
Движение пленэров продолжает набирать обороты. Сложившееся будто само собой сообщество художников лишь способствует этому. Как и готовность авторов помогать друг другу и вновь участвовать в совместных проектах. Прозвучала идея объединить пленэрную и авторскую живопись. «Эта выставка – замечательный пролог. На пленэрах душа художника может раскрыться как угодно. Сейчас мы закрепили то, что делали раньше. Мне кажется, дальше можно работать смелее и даже делать некие спорные вещи», – подытожил Олег Савостюк.
Екатерина Кочетова
фото Владимир Петрихин